• психологическая литература
  • статьи
  • типы личности
  • архетипы
  • красота: серьезные отношения
  • примативность
  • Личностная зрелость

Демонстративный характер

Служба знакомств. Демонстративный характер
Ядро характера
 
          Данный характер обычно описывается под названиями: театральный или "требующий признания". Ядром характера является эгоцентризм на фо­не дисгармонического инфантилизма. Эгоцентризм — это стремление, во многом бессознательное, во что бы то ни стало обращать на себя внимание. Как попасть в центр человеческого внимания? Глубокий талантливый человек оказывается там невольно, так как люди сами обращают на него внимание в силу значительности его личности и высо­ких творческих достижений. Сам он, обычно, не стремится в центр внимания, порой, ему бывает там даже неловко. Ча­сто ему претит, мешает популярность и связанная с ней шу­миха вокруг его персоны. По контрасту с этим легче понять демонстративного чело­века. Он жаждет быть в центре внимания и при этом мало­разборчив в средствах, более того, у него имеются свои средства. Главное из них — демонстративность, то есть стремление всячески выставлять себя, как бы выходя из среды незаметных зрителей на сцену. Эту особенность на­зывают иногда театральностью. Демонстративный человек пытается казаться больше, чем он есть на самом деле, а порой даже больше, чем мог бы быть.
 
         Ниже перечислены некоторые возможные формы демонстрации, то есть способы привлечения к себе внимания (встречаются далеко не все, много зависит от уровня развития человека и сопутствующих радикалав в характере).
 
         1. Резкие или неожиданные в данной ситуации дейст­вия (споткнуться, уронить стакан и т. д.).
 
         2. Нарушение шаблонов. Человеку протягивают руку, а он подчеркнуто прячет свою в карман, или его пуб­лично награждают, а он на глазах у всех отдает свой ценный подарок уборщице.
 
         3. Все время, не умолкая, присутствовать, не давая дру­гим вставить слова, комментировать происходящее, все заполняя собой.
 
         4. Играть контрастами — одежды, голоса, настроения. Жаловаться на тяжелую жизнь и показывать, как ге­роически ее переносишь. Можно завести "серенькую" подружку (друга) и тем обеспечить выгодный для себя контраст. Изобразить какую-то ситуацию так, чтобы все в ней получались безразличные или плохие и, только он (она) хорошие.
 
         5. Стараться необычно шутить, хохмить, быть шум­ным, то есть заметным.
 
         6. Плести интригу, являясь центром событий и не да­вая никому остаться безучастным.
 
         7. В конце концов, можно делать какие-то гадости, яз­вить, жалить тех, кто не обращает внимания.
 
         8. "Болеть" и жаловаться на жизнь. Способ надежный, так как люди склонны уделять внимание больным, несчастным, тем, кто в беде.
 
         9. Устраивать театр в жизни. Буря в стакане воды, много шума из ничего при непременном наличии зрителей.
 
         10. Эксцентрическое поведение. В яркой экстравагант­ной одежде заявиться на лекцию с опозданием. Эффект следует моментально: о лекторе все забывают и смотрят на пришедшего.
 
         11. Если нет идеи лучше, то почему бы просто не исполь­зовать ложь и не хвастать о чем-нибудь эдаком.
 
         12. Удивить хлесткой самокритикой, так, чтобы окружа­ющие ахнули.
 
         13. Можно совершить подвиг: на глазах у толпы спасти утопающего, потушить пожар. Эгоцентризм не идентичен эгоизму: порой бескорыстные альтруис­тические действия привлекают внимание лучше, чем эгоистические. Некоторые демонстративные люди способны на высокий альтруизм.
 
         14. Очаровать всех своей милой обходительностью, по­казать, как сильно любишь окружающих, и они в благодарность ответят признанием (если их не от­толкнет фальшь).
 
         15. Выразительно предстать скромной тихой жертвой, которая уже не ищет никакого утешения, а потому получит его в большом количестве.
 
         Список можно было бы продолжать, но важнее под­черкнуть главный способ демонстрации, неотъемлемый от демонстративной личности. Это — поза, то есть разнообразный показ себя. Поза пронизывает все основные проявления демонстративного человека на людях, а иногда и в одиночестве, когда он пытается предстать больше, чем есть, для самого себя. В позе все картинно-красиво, необычно сделано для привлечения внимания. Или наоборот, все может быть подчеркнуто безобразно, уродливо, цинично, эпатирующе, что привлекает внимание совсем не меньше. В зависимости от особенностей характера, воспитания и обстоятельств, демонстративный человек пользуется преимущественно тем или иным вариантом позы. Некоторые демонстративные люди предпочитают любое внимание, даже самое негативное, его полному отсутствию. Мы чувствуем позу по ее нарочитости, искусственнос­ти, ходульности, фальши. В ней нет искреннего, человечес­кого тепла и глубины. Поза может быть яркой, интересной, но и тогда она фальшива и холодна. Поза может рядиться в одежды глубокомыслия, серьезности, многозначительного молчания, но это всего лишь одежды, а под ними голое же­лание произвести впечатление.
 
         Характерен механизм вытеснения, без которого де­монстративное позирование наткнулось бы на придирчи­вую самокритику, сдерживающие моменты внешней обста­новки и стало бы невозможным. Благодаря вытеснению, все, что мешает привлечению внимания, изгоняется из со­знания, как бы не существует. Вытеснение помогает чело­веку не думать о чем-то неприятном, замечать в окружаю­щей жизни одно и не замечать другое, верить, игнорируя правду, в то, во что хочется верить. Из-за наличия у демонстративного человека инфантилыю-ювенильных черт механизм вытеснения работает легко и слажено. У него яркая красочность впечатлений, восторг или негодование создают вытеснительный занавес аффекта, за которым многое скрывается из виду, в том числе доводы здравого смысла, трудности других людей, свои обязанности перед ними.
 
         Подвижность психики, отсутствие прочного внутренне­го стержня, склонность ярко воображать и фантазировать с потерей грани между фантазией и реальностью, некоторая поверхностность и холодноватость чувств, отсутствие въедливого самоанализа-самокритики — все это дает возмож­ность механизму вытеснения проявиться в полной мере. У некоторых людей вытеснение может достигать пато­логической степени, вплоть до жонглирования своей психи­кой: что хочется — то думается и видится в окружающем. Вытеснение обслуживает главную потребность такого чело­века в привлечении к себе внимания, убирает с его пути все трудности, внутренние и внешние, и в результате эгоцент­ризм расцветает махровым цветом.
 
         У демонстративного человека — дисгармонический инфантилизм, то есть какие-то черты у него представлены даже ярче чем у детей (эгоцентризм, демонстративность, поза), какие-то на дет­ском уровне (красочность впечатлений, жизнь моментом, подвижность психики, отсутствие прочного внутреннего стержня, яркость воображения, субъективизм мышления, поверхностность чувств, способность вытеснять неприят­ное, внешне шумное самовыражение), а какие-то взрослые, совершенно недетские. К таковым относятся сексуальность, повышенная раздражительность, расчетливость. Некоторые демонстративные личности могут рано достигать физической, телесной зрелости, то есть быть акселератами в этом отношении. У юноши начинает пробиваться борода, а у девушки появля­ется пышный бюст, что совершенно не исключает их психи­ческой незрелости.
 
         Итоговое краткое объяснение. Из всех душевно-незре­лых черт у демонстративного человека на первый план выхо­дит эгоцентризм, то есть сильное, во многом бессознатель­ное, желание привлекать к себе внимание, используя любые подходящие к ситуации средства. Эгоцентризм является главным компонентом ядра демонстративного характе­ра. Демонстративность (поза) служит способом, которым человек реализует потребность в привлечении внимания. Механизмом, позволяющим демонстративности проявиться во всей полноте, является вытеснение внутренних и внешних сдерживающих моментов. Высокая способность к вытеснению объясняется наличием инфантильно-ювенильных черт психики. Все выше перечисленное составля­ет ансамбль демонстративного характера.
 
Итак, ядро характера можно предста­вить следующим образом:
 
1. Эгоцентризм — основной компонент ядра.
2. Демонстративность (поза) — способ реализации эгоцентризма.
3. Вытеснение — механизм, облегчающий демонстра­тивность.
4. Дисгармонический инфантилизм — почва для ус­пешной работы вытеснения. 
 
         Выраженность данного характера редко диагностируют раньше пубертатного периода. Во-первых, потому что ин­фантильные черты в детстве, включая эгоцентризм, явля­ются возрастной физиологической нормой. Во-вторых, трудно исключить до окончания пубертата, что ребенок не даст скачок в развитии душевной зрелости. Тем не менее, изучая детство, отрочество тех людей, которые в зрелом (по паспорту) возрасте однозначно диагностировались как демонстративные, можно выделить ряд характерных особенно­стей. Иногда, наблюдая даже пятилетнего малыша, можно осторожно предположить, что мы имеем дело с демонстративной личностью.
 
         1. Уже с раннего детства поведение окрашено выра­женным стремлением привлечь к себе внимание. Мимо такого малыша буквально невозможно прой­ти, чтобы он как-нибудь не "зацепил" вашего внима­ния разнообразными просьбами, предложениями, капризами, гримасами, шалостями. Все это не ради того, чтобы действительно повзаимодействовать с какой-то целью, поиграть. Это сразу же выясняется: как только вы серьезно откликаетесь на него, он на­чинает жеманиться, кривляться, всячески показы­вать себя. Настоящей игры, взаимодействия не по­лучается. Если вы не можете в данный момент с ним общаться, он будет проявлять либо бурную ласку, либо бурную обиду, чтобы все-таки получить вни­мание.
 
         2. Некоторым демонстративным детям быстро наскучива­ют игрушки, хотя они любят их получать. Любимой игрушкой нередко оказывается взрослый. С настоя­щей игрушкой нужно играть самому, а взрослого, возможно, заставить заниматься собой.
 
         3. Такие дети, особенно девочки, любят наряжаться, кокетничают, шумно выбегают к занятым разгово­ром взрослым, чтобы те срочно полюбовались их прелестными туфельками или колготками (юбка ко­кетливо идет вверх).
 
         4. Многие охотно выступают в художественной само­деятельности, крайне ревниво и завистливо относясь к аплодисментам и похвалам в чужой адрес. Их движения пластичны и лег­ки, есть чувство ритма. На вопрос: "кем ты хочешь быть, когда вырастешь", многие отвечают: "артист­кой".
 
         5. Рано начинают сочинять небылицы о себе. Бывает так, что их рассказы взаимоисключают друг друга. Их это редко смущает, иногда даже удается ловко выкрутиться, отказавшись от какого-то своего рас­сказа или придумать новый.
 
         6. Если в младших классах учитель приводит такого ученика в пример, то это положительно влияет на его успехи. Если за спинами демонстративного ребёнка и психастеника стоит учитель и наблюдает, то буквы у первого становятся ровнее, красивее, а у второго от неловкости одни загогулины с кляксами выходят. Некото­рые демонстративные люди прекрасно учатся в младших классах. У них часто блестящая память, быстрая сообрази­тельность, хорошо "подвешен язык", могут удивлять необычным словотворчеством, богатым воображени­ем. В старших классах, где при выполнении заданий больше используется абстрактная аналитическая мысль, успехи становятся скромнее.
 
         7. Демонстративные люди не любят насмешек, но если в школе на них никто не обращает внимания, то могут стремить­ся вызвать безобидные насмешки над собой. Достиг­нув этого, стараются стать школьным "клоуном", ко­торый вызывает злой смех уже не над собой, а над другими детьми, учителями, и становятся своеобраз­ными героями класса.
 
         8. Из-за наушничанья, стремления к первенству, отно­шения с одноклассниками часто бывают непросты­ми. Тем более, что некоторые дети "раскусывают" те­атральную наигранность дружеского отношения к себе и не дают такому человеку "подлизаться".
 
         9. В подростковом возрасте усиливаются нарушения поведения в виде прогулов, дерзости, побегов из до­ма. Серьезные преступления не типичны. Много хва­стовства и "петушения". Демонстративному человеку важно занять пре­стижное положение среди сверстников, и если это не получается в труде, учебе, спорте, то проще всего изобразить из себя крутого пижона, которому на все наплевать, кроме мнения своей уличной компании. Однако истинным лидером такой компании ему уда­ется стать редко, и тогда в душе назревает конфликт между положением праздно шатающегося в обычной уличной компании и тем высоким местом в жизни, которое хотелось бы занять.
 
         10. Проявляют большую настойчивость в достижении цели, связанной с привлечением внимания. Очень беспокоятся о своей внешности. Девушки могут морить себя голодом и истязать физическими упраж­нениями ради того, чтобы иметь хорошую фигуру. Когда же речь идет об обычной систематической ра­боте, то степень прилагаемого напряжения намного меньше.
                                                                 
         11. В случае краха высоких притязаний, ущемления са­молюбия могут развиться истерические невротичес­кие реакции. У детей и подростков нередко пропада­ет голос, наступает спазм век, появляется кашель, рвота, случаются истерические припадки, возможны демонстративные суициды. Иногда они "уходят в бо­лезнь", и таким образом получают оправдание неспо­собности осуществить свои высокие притязания. 
 
         1. Практичные демонстративные личности. У них вытеснение направля­ется не только эгоцентризмом, но и желанием полу­чить выгоду, ради нее они способны контролировать свои эгоцентрические проявления. На людей и собы­тия, которые сулят выгоду, практичные демонстративные люди смотрят сквозь "очки доброжелательности", но к то­му, что им не выгодно они относятся безразлично или высокомерно-брезгливо. Таким образом, в сум­ме их психической жизни устанавливается некий ба­ланс между эгоцентризмом и выгодой. Эти люди ак­куратны в своих делах, их не собьешь на поступок, идущий в разрез с их интересами. В вопросах же своей выгоды подобные люди легко­мыслием не отличаются. Во всем остальном они ocтаются вечными детьми (юношами), отличаясь яркостью капризных чувств, красочностью воображения, подвижностью психики, стремлением выставлять се­бя и т. д. Вот почему порой, несмотря на то, что в них проглядывает что-то хищно-практичное, легко помириться с такими людьми. Для этого достаточно подлить воды на мельницу их эгоцентризма комплиментом, восхищением.
 
         2. Умные демонстративные личности. Встречаются не часто. Речь идет не просто о богатой эрудиции и формально высоком интеллекте, а о способности глубоко жизненно обоб­щать явления, проникать в суть вещей. Такой чело­век, будучи демонстративным человеком, старается показать себя, на­мекнуть словом,   поведением, что он умнее окружающих. Присущи ему и другие, уже много раз перечислявшиеся инфантильно-ювенильные черты. Но вот что интересно: ему действительно есть что сказать, и потому не так жаль, что рядом с ним другие становятся малозаметнее (отчасти, он сам их умеет такими сделать). Несмотря на содержательность сво­их мыслей, порой он "выдает" нечто позерски экстра­вагантное. Сила умного демонстративного человека заключается в том, что в его позе преобладает блистательный ум, а не де­шевая театральность. К тому же такой человек, в от­личие от примитивного, тонко сообразует свое позер­ство с особенностями ситуации.
 
         3. "Серые" примитивные демонстративные люди. Про женщину тако­го типа метко говорят — "королева без королевства и подданных". Этим людям не хватает внешнего блеска остроумия, игры ума. У них нет яркого талан­та в какой-либо области, а претензий на особое поло­жение и отношение хоть отбавляй. Их жизнь полна внутреннего конфликта между их скромными воз­можностями и завышенными притязаниями. Такому человеку повезет, если удастся найти подходящего супруга, рядом с которым он будет ощущать себя значительным, как порой жена генерала сама себя ге­нералом ощущает (механизм обратной проекции). Если же у них имеется хоть маломальский талант, то они выставляют его, как только возможно.
 
         4. "Астенические" демонстративные люди. У них на са­мом деле имеется комплекс неполноценности, нере­шительность, тревожность. По этой причине на людях эти личности держатся тихо и скромно. Их принимают за астеников. Однако если приглядеть­ся, то можно заметить, что застенчивость, нереши­тельность преломлены демонстративной позой. В неко­торые моменты жизни эта поза обнажается до крикливой театральности, вылезают претензии: "И я хочу есть кокосы, хочу, чтобы и мне целовали руки, посвящали стихи". Хотя это нередко душевно-тон­кие, по-детски милые люди, рыдающие по ночам из-за отсутствия красивой одухотворенной жизни. По­рой они находят себя в том, что несут какой-то крест: самоотверженно ухаживают за больным родственником, занимаются посильной благотворительностью, страдают от несчастной любви без надежды на вза­имность. Вся эта жертвенность по-настоящему им помогает, если имеются восхищенные зрители, без которых жертвенность была бы только тяжестью и углубляла отчаяние.
 
         5. Стервозно-язвительные безнравственные демонстративные люди. Внимание, которое жаждет привлечь демонстративный человек, бывает совершенно разного качества: от восхищения и почитания до жалости и сострадания. Некоторые личности "любят" негодование, нена­висть — так они больше нравятся себе. Одна из не­приятных демонстративных черт — язвительность: выискивающе острое стремление ранить других людей откровенно или под видом невинного комментария, шутки. Например, комплимент: "Знаешь, дорогая, тебе так идет новое платье, оно просто замечательно скрывает дефекты твоей фигуры", — может довести чувствительного человека до слез.
 
         Язвительность является частью стервозности, то есть удовольствия, получаемого от гадостей: от маленьких острых "шпи­лек" до настоящей подлости. При этом стервозно-язвительному человеку не стыдно, наоборот, он гор­дится собой: "Ай, да я! Как ловко выбил из седла седока. Так этому паразиту и нужно". Подобным людям нравится плести интриги, сочинять аноним­ки, клеветать. И все-таки, демонстративный человек данного типа ред­ко бывает прожженным, законченным негодяем. Детско-юношеская структура его психики не позво­ляет этого. По временам он бывает легким, симпа­тичным, а язвительность и стервозность трансфор­мируются в остроумие и лихое веселье.
 
         Вкрапления язвительности, стервозности, душевной холодности, расчета могут быть у любого, даже самого ми­лого, демонстративного человека, хотя бы в форме капризной колкости.
Поскольку среди демонстративных людей женщины преоб­ладают (хотя и мужчин не мало), можно отдельно выделить два женских варианта этого характера.
 
         6. Суперженщина. Она вбирает в себя все вышеописан­ные варианты, на то она и "супер", чтобы быть лю­бой. С утра — она интеллектуалка, днем — экстра­сенс, колдунья, вечером — своя "в доску" разбитная деваха. А все дело в том, что были разные ситуации, и она играла разные роли. Нет такой двери, куда бы ни смогла войти суперженщина. Порой, она может обнаженно самокритично сказать о себе: "Я — стер­ва", а в подтексте звучит: "Мне все нипочем. Полю­буйтесь, удивитесь моей самокритике!". Обычно во­круг нее свита мужчин, которыми она командует. Но и у нее бывают периоды растерянности, когда встре­чает мужчину, который не теряется перед ее напо­ром, спокойно и ясно на все дает ответ, видит ее уловки, "снимает" с нее роли-одежды. В результате, такая женщина оказывается в роли Голого Короля, не зная теперь, чем прикрыть свою суть — одержимое позерство. Однако, если при этом, такой мужчи­на отнесется к ней доброжелательно, то и она, чуть настороженно, ответит тем же, так как в глубине ду­ши у нее появляется уважение и желание завоевать его, позируя великодушно благородным отношением; к нему.
 
         7. "Фифочка". Это, прежде всего — дамочка, некое ан­гелоподобное существо. Она носит пышные, укра­шенные ленточками и рюшечками платья, обрамлен­ные локонами прически, любит элегантные сумочки, кружевные зонтики и украшения. Из детей предпо­читает девочек, потому что их можно наряжать. Она падает в обмороки, охает, ахает и мужчины с удо­вольствием подставляют ей свои крепкие плечи и вскоре, с удивлением обнаруживают на них острые коготки. Этот хрупкий, неприспособленный к жизни ангел быстро прибирает их к руками, а при разводе и их имущество. Она оказывается на редкость вынос­ливой, и из шумных скандалов выходит победитель­ницей. Разведенного же мужа, которого обобрала до нитки, выставляет своим знакомым как тирана, и ищет, несчастная, сочувствия.
 
Ниже перечисляется ряд возможных вариантов взаимодействия демонстративных людей с окружающими:
 
         1. "Двойной наговор". Например, девушка сообщает по­друге "А" под большим секретом, что подруга "Б" го­ворит о ней гадости. Затем она сообщает подруге "Б" то же самое про подругу "А". Подруги "А" и "Б", не выясняя отношений, их разрывают, и наша героиня уже не мучается ревностью, что они относятся друг к другу лучше, чем к ней.
 
         2. "Двойное отношение": когда с на­чальником или учителем, он ведет себя как верно­подданный слуга, а с подчиненными или с одно­классниками, как подлец. При этом учитель или на­чальник не верит жалобам окружающих, которых третирует демонстративный человек, так как не представляет себе это­го милейшего человека в столь неблаговидной роли.
 
         3.   "Хотелось бы поговорить по душам, подруга". Это написано на передней стороне майки, а на задней — "Ну, что наелась гадостей?" Игра развивается так: Игрок предлагает поговорить по душам, начинает го­ворить о чем-то с многозначительным видом и резко осекается. Жертва просит продолжения. Игрок таин­ственно отказывается. Жертва настаивает. Наконец, игрок, как бы под давлением и исключительно ради совместной дружбы, нехотя соглашается... и очень тонко, так, что не придерешься, смешивает собесед­ника с грязью. Ведь тот так сильно хотел правды, а кто сказал, что она всегда должна быть приятной?
 
         4. "Да, но..." На передней стороне майки написано: "Помогите!", а на задней — "А Вы, оказывается, слабак!"
 
         5. "Динамо". На передней стороне майки написано: "Ну, разве я не хороша? Дерзай!", а на задней: "Все вы, му­жики, одинаковые". Подобное взаимодействие мо­жет осуществлять женщина не только демонстративного характера, но для последней это типично. Она кокет­ничает и заигрывает с все возрастающей откровенно­стью, наконец, мужчина откликается и пробует пе­рейти   к физическим действиям. Тут-то он и получает презрительный взгляд оскорбленной не­винности и громко произнесенное обвинение в на­хальстве. Обычно мужчина конфузится и ретирует­ся. Нередко, но совсем не обязательно, что у такой де­вушки была подобная мама, которая говорила, что все мужики сволочи и с воодушевлением наводила "боевой" марафет перед зеркалом, а потом не замеча­ла, как начинала сексуально кокетничать. Девушка дублирует мамин пример: у нее такое же мнение о мужчинах и такое же поведение по отношению к ним.
 
         6. "Пойдем погуляем" — написано на передней стороне майки и "до свидания" на задней. Девушка раздосадована, что к ее жениху пришел в гости друг, а ей бы хотелось, чтобы любимый принадлежал только ей. Выводя погулять собачку, она приглашает с собой друга жениха. Он вежливо соглашается. Как только они переступают порог подъезда, она мило, но твер­до говорит ему: "До свидания". Друг в шоке уходит, но долго не может забыть, как его элегантно выстави­ли вон. В этом эпизоде заметна холодная делови­тость демонстративной девушки.
 
         Большое значение в межличностном взаимодействии демонстративного человека играет его умение с помощью вытеснения убеди­тельно входить в роль. Сознательно выдумывать и притво­ряться сложно, это требует напряженного усилия и борьбы с внутренним стыдом, который возникает при этом. За при­творство стыдно не только перед другими, но и перед со­бой. И вот, достаточно такому человеку полностью войти в роль, чтобы все эти затруднения исчезли. Кроме того роль дает дополнительные возможности. Полное вхождение в роль дает дополнительные ресурсы и снимает с исполнителя напряженное внутреннее усилие и борьбу со стыдом.
 
         Сила демонстративного человека в том и заключается, что он входит в ка­кую-то роль, благодаря которой все его слова и действия становятся легкими и убедительными. При этом менее важно, точно ли согласуются какие-то его слова и поступки с фактами действительности: люди скорее пренебрегут лег­ким расхождением с фактами и поверят человеку, который так "искренен" в своих утверждениях. По причине выше сказанного многие демонстративные люди бывают не только хорошими артистами на сцене, но и умелыми продавцами и ловкими авантюристами.
 
         Такой человек может быть эффективным продавцом, потому что способен полностью отречься от самого себя и войти в ту роль, которая по ситуации наиболее выгодна. Он как бы говорит покупателю: "Я буду ровно таков, как Вы пожелае­те (ради Ваших денежек, разумеется)". Конечно, искреннее расположение к человеку и продиктованное ролью отлича­ются, как правда отличается от тонкой фальши, но далеко не каждый это распознает.
 
         Имеются социальные положения, когда человек не­вольно попадает в центр внимания: актер, певец, ведущий шоу, общественный деятель, руководитель престижной ор­ганизации, художник, журналист, писатель и т. д. Естест­венно, что эти положения привлекательны для демонстративных личностей. Порой они становятся людьми перечисленных профессий не потому, что обладают соответствующими талантами, а из-за потребности занять положение, которое даст им воз­можность привлечь внимание.
 
         Многие демонстративные люди очаровательны с высшими, милы с равными и надменны с низшими. 
 
         Плохо, когда любой ребенок, а демонстративный в особен­ности, воспитывается по типу "кумира семьи": его обожа­ют, многое прощают, восхищаются не только действитель­ными успехами, но и любыми проявлениями, включая отрицательные. Взрослые, в своем умилении ребенком, со­здают у того впечатление, что он неподражаем. Такой ребе­нок не обучается различать "что такое хорошо и что такое плохо". Понятно, как трудно ему будет приспособиться к миру, который совсем не жаждет ему рукоплескать. За свои неудачи и конфликты во внешнем мире он станет обвинять родителей, превращая их в "козлов отпущения". Однако, некоторой части демонстративных людей удается прямо-таки удивитель­ная вещь: не реализовав ни одной из своих претензий, они, способны, "раздуть" свое самомнение и ощущать себя так, как если бы все претензии осуществились. 
                                                                        
         Если демонстративному ребенку, подростку начинает до­ставаться меньше внимания (рождение еще одного ребенка, появление в доме отчима), то они, чтобы вернуть себе былую заботу, буквально заставляют делать это, попадая в какие-то истории, заболевая неясными болезнями.
 
         Демонстративный человек, по крайней мере, на короткий период, может ужиться почти с любым человеком. Правда, для этого он должен очень сильно зависеть от этого человека. Происхо­дит это, по причине способности такого человека полностью отречься от своей личности ради сво­ей выгоды, "искренне" разыгрывая ту роль, которая нужна партнеру. Если продавцу это легко, так как приходится подстраиваться под клиента лишь короткое время, то су­пругу это сделать намного сложнее, ведь брак вещь доволь­но длительная. Сo временем очаровательный супруг все больше будет выявлять капризный эгоцентризм и другие трудности своего характера, а если потребность в приспо­соблении станет ненужной, то он заставит крутиться уже вокруг себя.
 
         Часто демонстративные люди плохо уживаются друг с другом по при­чине несовместимости двух эгоцентризмов. Быть может, отчасти этим объясняется недолговечность "звездных бра­ков". Но бывает и так, что два таких человека как два ведущих ак­тера на одной сцене помогают друг другу солировать, пото­му что в тандеме каждый из них становится ярче, чем в одиночку. Подобным же образом поделить сцену жизни удается и некоторым демонстративным друзьям, подругам.
Сексуальность демонстративных мужчин может быть юно­шески острой даже в зрелом возрасте. Многие демонстративные женщины бывают по-настоящему фригидны (биологи­чески не созревают до того возраста, в котором женщина может испытать оргазм). Однако зачастую именно эти женщины карикатурно подчеркивают свою сексуальную неотразимость, флиртуют— но все это лишь игра. 
6. Духовная жизнь
 
         В творчестве демонстративного человека много претензий на оригиналь­ность, не вполне осознанного для него самого подражания, которое может быть талантливым. В своих духовных интересах и увлечениях такой человек переменчив и всеяден. Многое зависит от моды и популярности. Ему самому собственная всеядность кажется необыкновенным гармоническим развитием. Чаще речь идет об эрудированности, «нахватанности» разнообразных знаний.
 
         Демонстративный человек может быть гением чувственно­сти. Имеется в виду не столько сексуальность, сколько ос­тро наблюдательное, утонченное, эстетезированное описа­ние пряных земных подробностей бытия. Это нашло свое выражение в произведениях Бунина, стихах Северянина, песнях Вертинского, полотнах Брюллова, Делакруа. По своему мироощущению демонстративный человек земной реалист. Другое дело мировоззрение — оно у него зависит от веяний време­ни и эпохи. Если такой человек верует в Бога, то талантлив уме­нием соединить Божественное с пронзительно чувствен­ным восприятием земного, вплоть до его обоготворения. Трудно выразить это лучше, чем И.А. Бунин:
 
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет — Господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив ты в жизни земной?"
И забуду я все — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав —
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленам припав.
 
         В этом отрывке можно прочувствовать сердцем особенность религиозности демонстративных людей, для которых земное существование не есть бренное, падшее, как для многих шизоидов, а дар от Бога.
 
         Ко многим демонстративным людям подходит высказывание, что они не столько веруют, сколько верят, что веруют. У вульгар­ных людей данного типа вера носит внешний характер: большие золотые кресты поверх одежды, частое упоминание имени Господа всуе.
 
         Для некоторых демонстративных личностей типично интриговать много­сложностью своих высказываний, следуя напутствию Ме­фистофеля: "Где не хватает глубины ума, там удивите недостатком связи".
 
         Многие демонстративные люди мало способны, к объ­ективной правде о самих себе. К ним подходит высказывание, что у других соринку замечают, а в своем глазу бревна не видят. Они часто не понимают, как их поза воспринимается тонкими людьми, хотя для них очень важно, кто и как к ним относится. Когда такой человек рассказывает о какой-то трудной для него ситуации, то часто складывается впечат­ление, что он один хороший, а все вокруг плохие.

           Службы знакомств и даже свахи должны учитывать характеры людей в своей работе.  

Семейная и сексуальная жизнь 
 
Межличностные отношения  
 
Варианты демонстративного характера
 
Особенности проявления в детстве

 

Поиск по сайту: