• психологическая литература
  • статьи
  • типы личности
  • архетипы
  • красота: серьезные отношения
  • примативность
  • Личностная зрелость

Гипотеза 2: Красота — это когнитивная экономичность

    Когда смотришь на лица победительниц конкурсов красоты, невольно возникает мысль: «Господи, какие банальные у них физиономии! В них же нет ничего яркого и индивидуального». Но, оказывается, эта «банальность» и есть одно из главных качеств, заставляющих считать лицо красивым.

    Во второй половине XX века одним из самых популярных направлений в психологии стал когнитивизм, делающий акцент на том, как человек воспринимает, хранит и перерабатывает информацию.

    Некоторыми учеными был предложен принцип «когнитивной экономии». Грубо говоря, мы стремимся принимать решения так, чтобы затрачивать поменьше умственных усилий. Например, нам проще считать всех чеченцев бандитами, а всех азербайджанцев — рыночными торговцами, тогда нам не нужно разбираться с каждым конкретным представителем этих национальностей и мозгу не надо затрачивать лишних усилий.

    Нечто подобное происходит и с красотой. Профессор кафедры психологии Калифорнийского университета Петр Винкельман и его коллеги утверждают, что «усредненные» образы кажутся симпатичными именно из-за того, что сознанию легко их обрабатывать.

    Эксперимент проходил по классической схеме: испытуемым показывали множество фотографий и просили оценить привлекательность изображенных на них лиц. Наиболее красивыми оказались те, которые были ближе к прототипам, хранящимся в сознании. «Чем быстрее человек классифицирует предмет, тем более красивым он ему кажется», — пишут исследователи в журнале Psychological Science.

    Калифорнийские психологи ссылаются на один из самых ранних экспериментов по изучению привлекательности. Еще в XIX веке Фрэнсис Гальтон (кстати, двоюродный брат Чарльза Дарвина и автор евгеники) наложил друг на друга два десятка женских портретов. В результате получилось некое усредненное женское лицо. И оказалось, что оно воспринимается как более красивое.

    «Скорее всего, в мозгу нет никакого встроенного “счетчика”, определяющего ценность потенциального партнера или чего-то в этом роде. Механизм гораздо проще: чем легче обработать информацию об объекте, тем более красивым он кажется. Стремление мозга к экономии энергии объясняет культурные и исторические различия в восприятии красоты», — утверждает Петр Винкельман.

    Эта гипотеза также связана с эволюционным подходом:

    Усредненность лиц является индикатором гетерозиготности их владельцев (больше разница между генами родителей. — «РР»), а значит, их защищенности от более широкого спектра воздействия среды. Вполне возможно, что предпочтение таких лиц развивается в процессе эволюции.

 

Поиск по сайту: