Авторитарно-напряжённый характер
Ядро характера
Авторитарно-напряжённый человек, в отличие от других характеров, в силу своей вязкости, тяжеловесности, не способен легко и быстро реагировать на неприятности, сразу же избавляясь от переживаний по их поводу. В нем растет душевный дисфорический дискомфорт, который он пытается сдержать сильным волевым напряжением. К этому дискомфорту добавляются все новые неизжитые эмоции, которые, в конце концов, переполняют чашу его терпения, и все заканчивается гневно-агрессивной разрядкой. Это называется аффективно-аккумулятивной пропорцией. Существо данной пропорции выражается формулой "вязкость — застой — взрыв".
Эмоциональный взрыв авторитарно-напряжённого человека подобен не быстрой вспышке пороха, а взрыву парового котла, который долго нагревается, дрожит от напряжения, наконец мощно взрывается и еще долго пышет паром. Иногда такой человек может впадать в состояние тоскливо-раздражительного настроения сам по себе, без всяких видимых причин.
Теперь рассмотрим авторитарно-напряжённую прямолинейность мысли и чувства. Имеется в виду не внешняя манера жестко высказывать "правду-матку" в глаза, а закономерность проявления внутренних душевных процессов. Прямолинейность — это склонность мысли, шествуя четко и уверенно, двигаться к намеченной цели по кратчайшему пути, то есть по прямой. Мысль не кружит закоулками сомнений, не громоздит витиеватых теоретических построений, не вдается в замысловатую игру парадоксов, а, упрощая и срезая углы, прямолинейно идет вперед, малоспособная к критике самой себя. Человек с таким мышлением плохо чувствует подтекст, у него неважно обстоят дела с юмором, иронией, самоанализом, компромиссами. Даже при кажущейся внешней сложности прямолинейная мысль движется внутри определенных рамок, правил, коридоров. Себе самой подобная манера мышления кажется четкой правильностью.
Такое прямолинейное мышление не может остановиться, свернуть с пути, а может лишь неукоснительно идти вперед. Оно нетерпимо к инакомыслию, склонно к силовому решению проблемы, не способно понять чужую правоту. Авторитарно-напряжённая прямолинейность не переносит резких шуток в свой адрес, редко раскаивается в содеянном. Но благодаря тому, что подобное мышление логически крепко сколочено, оно способно брать в плен многих людей без собственной позиции и по-хозяйски вести за собой. Своей упрощенной уверенностью подобное мышление прельщает неуверенных в себе последователей. Прямолинейность, заряженная дисфорией, болезненно реагирует, если ей начинают перечить, и агрессивно защищается, поэтому желающих спорить обычно находится немного.
Мышление авторитарно-напряжённого человека вязковато, обстоятельно, ригидно. Если он прочно занял какие-то позиции, то его, как тяжелый шкаф, трудно хоть чуть-чуть сдвинуть с места. Такому человеку не хватает внутренних оснований для отступления от своих принципов, самое естественное для него — борьба за них. Этот душевный склад называют еще "характером воина, хозяина, хранителя традиций". Подобными "воинами" могут быть и женщины, хотя мужчины, все-таки, чаще. Вышеописанные особенности мышления в общении с людьми с неизбежностью оборачиваются авторитарностью. Авторитарность — это стремление доминировать, начальствовать в широком смысле слова, командирская глухота к инакомыслию, убежденность, что все должно быть так, "как я сказал, и точка".
Отсюда понятно, почему многие люди с таким характером рвутся к власти: именно там они могут дать выход своей авторитарности. Они оказываются на своем месте там, где нужно держать дисциплину, единство. Благодаря несгибаемой твердости они умеют держать "в кулаке" трудный коллектив, заставить всех "шагать в ногу". Типичный путь для такого человека — пойти в армию и дослужиться до высоких чинов или в гражданской жизни занять место спортивного тренера, кресло начальника и т.п.
Обычно власть дается в структуре какой-то иерархии, где низшие подчиняются высшим, а высшие самому высокому. Авторитарно-напряжённому человеку хорошо в подобной системе: он с готовностью подчиняется начальнику (если считает его действительно сильным) и с радостью руководит подчиненными. Таким образом, он является важным "кирпичиком" пирамиды власти.
По временам люди разных характеров могут внешне вести себя авторитарно. Однако на то есть психологические причины. Например, человек с неудовлетворенным желанием признания, авторитета, пытается компенсировать недостаток уважения к себе авторитарными методами. Как только проблема фрустрированного авторитета решается, от авторитарности может не остаться и следа.
Авторитарно-напряжённый человек авторитарен и тогда, когда у него нет проблем с уважением. Он авторитарен по причине вышеописанной напряженной дисфорической прямолинейности, которая делает его малоспособным к уступчивости, многопрощающей терпимой доброте. Таким образом, его авторитарность, в отличие от психологической, временной, уходит своими корнями в стойкую психобиологическую конституцию (характер). По причине своей прямолинейной правильности он сам себя не поймет, если позволит людям жить, как им хочется, а не так, как его строгому взгляду представляется нужным.
Многим авторитарно-напряжённым людям свойственна высокая степень справедливости, ведь справедливость, в отличие от милосердия, любви, тоже своеобразная правильность — четкий баланс проступка и наказания, успеха и поощрения.
Сильные природные инстинкты и влечения неотделимы от ядра данного характера. Сексуальное и пищевое влечение, тяга к острым ощущениям, инстинкт самосохранения со свойственной ему эгоистичностью оказывают влияние на психическую жизнь такого человека, делая его несколько приземленным чувственником.
Также неотделима от ядра характера склонность к образованию сверхценных идей. В их основе — патологическая убежденность в чем-либо без достаточных для того оснований. В отличие от бреда, это психологически понятная убежденность, опирающаяся на реальные обстоятельства, которые переоцениваются. В сверхценную идею можно "вчувствоваться", она становится психологически понятной, если принять во внимание особенности личности человека и его судьбы. Пример: муж неожиданно пришел раньше с работы и увидел в ведре, приготовленном к выносу, бутылку шампанского, заметил испуганный взгляд жены (она не ожидала его прихода) и убежден, что дома был любовник, а не подруга жены, как было на самом деле. Ход его мыслей понятен, в нем нет нелогичности (подобное могло бы быть). Патология в том, что бутылки в ведре и испуганного взгляда ему достаточно для глубокой убежденности в том, что жена изменила и будет изменять впредь. Даже если вся дальнейшая жизнь покажет, что он ошибался в отношении жены, в глубине его души будет продолжать жить убежденность по поводу того случая и настороженность к подобному в будущем. Важными предпосылками его убежденности служит то, что в последнее время у него стало чуть хуже с потенцией, а жена стала немного любезнее с другими мужчинами.
Совсем иначе выглядит бред ревности. Жена выбрасывает в ведро фантик от конфеты, и мужу становится все абсолютно ясно: "Ага, конечно же, этот фантик ей дал любовник". Очевидно, что его убежденность носит нелепый характер, строится на ложной алогичной посылке, в нее невозможно вчувствоваться, серьезно поверить. Это глубокая патология мышления. Сверхценная же идея авторитарно-напряжённого человека строится на реальной логической посылке, которую можно понять, но значение которой человеком явно переоценивается с далеко идущими последствиями. При этом к веским, разубеждающим контраргументам человек остается глуховат.
Ниже показана тесная связь стойких сверхценных идей с характерологическими особенностями авторитарно-напряжённого характера.
1. Благодаря прямолинейному мышлению у такого человека изначально доминирует один путь мысли, а не многообразие вариантов, в каждом из которых нужно серьезно разобраться.
2. Инертность, тугоподвижность мышления. Один раз на чем-то застряв, мысль с этого уже не сходит. Ему не хватает отвлекаемости, легкомыслия, переменчивости натуры.
3. Самоуверенность мышления. Так как изначально не хватает иных значимых вариантов, а своя мысль кажется логичной и правильной, то авторитарно-напряжённому человеку трудно подумать: "А вдруг, все как раз наоборот?".
4. Патологическая стойкость аффекта. Улюдей, склонных к "застреванию" (авторитарно-напряжённые люди являются таковыми), аффект со временем мало гасится. Любые прикосновения к значимому переживанию заставляют аффект заново вспыхивать. Обычно под такой стойкостью аффекта лежит сила какого-либо влечения. В ревности — сексуального, в идеях преследования — инстинкт самосохранения. Также стойкость аффекта поддерживается неправильным поведением окружающих, которые постоянно напоминают о чем-то болезненном для него. Да и сам человек может разжигать себя яркими воображениями на тему того, что, по его мнению, случилось.
5. Сверхценные идеи чаще возникают не про все на свете, а концентрируются на актуальных для человека сюжетах: ревность, борьба за свои права (сутяжничество), подозрительность вплоть до идей преследования, беспокойство о своем здоровье (ипохондричность), карьеризм, борьба за власть или справедливость. Для авторитарно-напряжённого человека это горячие темы, поэтому не удивительно, что именно в данных областях его мысль приобретает качество сверхценности.
6. Такие особенности авторитарно-напряжённого характера, как дисфорическая напряженность, сильная воля, целеустремленность, мстительность, последовательность помогают сверхценной идее сохранять себя неизменной в меняющемся потоке жизни.
Целесообразно отделять сверхценные идеи от доминирующих. В случае доминирующих идей речь идет не о самоуверенной убежденности и, вообще, не об убежденности, а об увлеченности каким-то предметом, деятельностью, областью знания (психологией, историей, политикой и т. д.). Эта увлеченность захватывает всего человека, предмет ее становится самым ценным. Доминирующие идеи бывают у людей разных характеров, в том числе и у авторитарно-напряжённых людей, но не составляют специфической, ядерной характеристики этого типа. Эпизодически сверхценные идеи могут вспыхивать у людей разных характеров, но там они носят иную тематику и отличаются меньшей стойкостью.
Итак, схема ядра данного характера выглядит так:
1. Сильные влечения и инстинкты.
2. Прямолинейность мышления и чувствования.
3. Авторитарность, склонность к стойким сверхценным идеям.
4. Тяга к власти.
Все эти четыре особенности составляют единую цельность, а не отдельные независимые пункты.
В любом авторитарно-напряжённом человеке, в той или иной степени, есть и взрывчатость, и вязкость, и сильные влечения. Среди людей данного типа немало порядочных граждан.
Авторитарно-напряжённый человек склонен хранить правила и традиции. Важно, предоставляя ему права, подчеркнуть его достоинства, благодаря которым он эти права получает. Разумно отметить его силу воли, хозяйственность, домовитость, основательность, похвалить его так, чтобы он сам стал ценить это в себе. Такие люди уже с детства не любят пустых мечтаний. С возрастом все больше ценят здоровье, без которого нет удовольствий и власть не в радость. Некоторые проявляют интерес к истории, чтобы знать, как доподлинно жили люди, и особенно интересуются тем, кто и как взял власть. Уважают смелость и силу. Ценят тех, кто им полезен. Обычно, чем выше интеллектуальный уровень человека, тем более он склонен к гиперсоциальности. Таким людям полезна разрядка через физические упражнения, некоторых хорошо успокаивает монотонный труд.
Семейная и сексуальная жизнь
Люди данного характера стремятся, особенно с возрастом, к браку, чтобы крепче, уверенней стоять на земле. Два человека с этим характером могут ужиться, если их соединяет взаимное мощное сексуальное влечение или общее дело, в котором, как правило, четко распределены роли и обязанности. Без этого между ними возникают непримиримые ссоры и драки. Наиболее гармонично складывается брак между авторитарно-напряжённым мужчиной и синтонной женщиной, которая способна уважительно понять трудности его характера и умело с ними разбираться.
Обычно, синтонные женщины чувствуют в авторитарно-напряжённом человеке характер воина, то есть настоящего мужчину. Это ценно для них. Многие из них ощущают как свою обязанность смягчать дисфорическую напряженность мужа, и это у них, как правило, получается. За долгую совместную жизнь у авторитарно-напряжённого человека накапливается благодарность жене за то, что удержала его в той или иной ситуации. Например, такой человек увидел, как мальчишка-хулиган вытаскивает из сумки пожилой женщины кошелек. Это его так взбесило, что в ярости хотелось догнать вора и убить. Если бы жена не удержала его, то он мог бы попасть в тюрьму. В момент взрыва ему было на это наплевать, а, остыв, был глубоко благодарен жене за то, что спасла его. Кстати, только ей одной и позволил бы себя удержать.
Характерен следующий случай. Дочь, не слушая отца, дружила с парнем, который ему не нравился. Грозный отец никак не мог прекратить их встреч. Однажды вечером девушка пришла и сообщила, что беременна. Отец взбеленился и готов был навсегда выгнать дочь из дома. "Не забывай, что она носит в себе твоего внука" — утихомирила его синтонная супруга, и он смягчился.
Авторитарно-напряжённый человек способен укротить своенравную истерическую женщину, жестко поставив перед ней ультиматум: "Или будет по-моему, или уходи". И если она им дорожит или его служебное положение дает ей сцену для показа себя, то вся ее капризность попритихнет, так как она понимает — как он сказал, так и будет.
Людям других характеров тяжеловато с авторитарно-напряжёнными мужьями и женами: душит их авторитарность, приземленность, вспышки гнева и мелочный контроль. Особенно тяжело с ними ранимым, одухотворенным, независимым женщинам. За малую провинность такой человек может устраивать обструкции на 3-4 недели. Трезвый защищает от всех обидчиков, а пьяный обижает сам. Рассматривает поведение жены сквозь "лупу", заставляет ее бояться опоздать на 2-3 минуты, следит, чтобы не угощала вареньем чужих людей, устраивает допросы. При всей своей защищенности такая женщина живет в вечном страхе и унижении.
В случае какой-то размолвки авторитарно-напряжённый человек не может быстро перестроиться, простить, долго молчит. Некоторые женщины на опыте обучаются лавировать с ним. Если они опаздывают или делают что-то не так, то умудряются объяснить ситуацию таким образом, что думали не о себе, а старались ради мужа, семьи — потому и опоздали. Такое объяснение авторитарно-напряжённый человек приемлет.
Сексуальная жизнь таких людей отличается напряженностью. Обычно встречаются два полярных варианта сексуального поведения. Авторитарно-напряжённые люди могут стремиться к сладострастному разнообразию, а могут, реже, быть удивительно стойко привязаны к одному партнеру, партнерше, с возникновением сильной зависимости от них. Так, гордый мужчина может, как ребенок, упрашивать жену не смотреть на других, страшно мучается, если она его не слушается. Готов валяться у нее в ногах, чтобы дала ему желанное сексуальное удовлетворение. В конце концов, может даже убить ее, но не может освободиться от своей сексуальной привязанности именно к ней. Некоторые авторитарно-напряжённые люди бывают очень верными мужьями и однолюбами. Чаще же, постоянно изменяют, объясняя это еще и пользой для собственного здоровья.
Авторитарно-напряжённые люди настоящие ревнивцы. Однако многим женщинам, пусть мешает, но все-таки льстит и нравится эта мужская ревность.
Благородные, порядочные авторитарно-напряжённые люди могут быть хорошими родителями. Воспитывают детей по всем правилам, занимаются их здоровьем, следят за учебой, приучают к выполнению работы по дому, учат уважать старших, чтить традиции. Когда дети подрастают, то приучают их к самостоятельности, труду, стараются подготовить к суровой правде жизни без иллюзий и розовых очков. На воспитание детей не жалеют времени и сил, воспитывают без жестокости, но строго, стараются привить детям честность и чувство ответственности. Сами являются хорошими образцами в этом отношении.
Особенности контакта
1. С авторитарно-напряжённым человеком лучше вступать в контакт, когда он относительно расслаблен, поэтому желательно выбирать нужный момент. Полезно в начале беседы выказать знак уважения, например: пожать крепко руку, отметить, как красиво и аккуратно все разложено у него на столе, доброжелательно оценить его коллекцию (он нередко бывает коллекционером). Уважить такого человека важно, так как он смягчается и даже становится менее авторитарным.
2. Его нельзя грубо и резко обрывать высказываниями типа: "Все это ерунда, неправда и т.п." Он воспримет это в качестве оскорбления, и вы станете его врагом. Он любит, когда его почтительно выслушивают и соглашаются с его словами.
3. Общаться с ним надо, не задевая его достоинства и положения, без намека на то, что вы умнее. Неразумно вступать в конфронтацию. Не старайтесь противопоставить ему свою личность и ум. Как бы внешне соглашаясь с ним, можно спросить, не заинтересует ли его мнение такого-то признанного эксперта, высказанное в таком-то признанном труде. Попросите прокомментировать это мнение и, отталкиваясь от этого комментария, приступайте к серьезному разговору по существу. Биться о стену его самоуверенности смысла нет, лучше ее обойти.
4. Следует быть осторожным в шутках, особенно двусмысленных. Авторитарно-напряжённый человек может любезно улыбнуться, но внутренне принять шутку за издевку над собой, так как самоиронии ему не достает. Сам он может шутить, в том числе и над собой, но вам лучше этого не делать. Шутите на посторонние, никак не связанные с его личностью темы.
5. Уважайте его склонность к порядку. Без спроса не трогайте его вещи. Старайтесь быть обязательным и выполняйте то, что пообещали (он помнит ваши обещания). Авторитарно-напряжённые люди ценят преданность, дельность и толковость, поэтому не расплывайтесь в мечтаниях и общих выражениях.
6. В общении с таким человеком лучше быть расслабленным, но не развязным, смотреть ему в глаза. Ваше напряжение и бегающий взгляд могут вызвать у него подозрение и ответное напряжение.
7. Крайне важно понять его схему жизни и кодекс чести (если таковой имеется) и учитывать это, стараясь объяснить свою мысль так, чтобы она хорошо ложилась в его представления. Также важно понять, в чем состоит его интерес, потому что он не будет делать что-либо, по его мнению, противоположное его интересу.
8. Если уж льстить авторитарно-напряжённому человеку, то делать это нужно аккуратно, то есть, опираясь на реальные факты, значимые для него. Нужно подчеркнуть эти факты и подать их в выгодном свете как результат его ума, профессионализма, целеустремленности. Он "съест" лесть, так как самоуверен, ощущает себя значительным. Но она должна быть точной и, по возможности, правдоподобной — иначе он может насторожиться.
Данные рекомендации носят общий характер, в каждом отдельном случае необходимы соответствующие корректировки. Когда между вами возникнет первоначальное доверие, подчеркните авторитарно-напряжённому человеку прямо или косвенно его достоинства: силу воли, четкость, основательность, любовь к порядку, умение постоять за себя и близких, способность бороться за правду, целеустремленность, обязательность, справедливость, хозяйственность, способность на поступок, надежность, толковость, ответственность, честность и т. д.
Авторитарно-напряжённому человеку нужно учиться расслабляться: интенсивный спорт, физический труд, охота, аутогенная тренировка. Но только не алкоголь, так как он снимает "тормоза" и вспышка ярости может плохо закончиться.
Если вы хотите в чем-то переубедить авторитарно-напряжённого человека, то ссылайтесь не на себя, а на признанные авторитеты, науку, которые в его глазах имеют силу. Уступить логике собеседника, значит для него оказаться глупее, что он не потерпит и будет спорить до конца и не сдастся.
Ваши доводы, основанные на науке и авторитетах, желательно подкреплять весомо звучащей терминологией (даже, если она мало понятна вам и ему). Из ваших аргументов вы должны воздвигнуть крепость, которую он сможет уважать и перед которой ему будет не стыдно сдаться. Важно понимать, что ему для полного счастья нужна радость власти. У власти две главные фигуры — царь и воин, чем-то повелевать и что-то покорять. Ему в своей жизни хоть где-нибудь нужно быть царем или воином. Прекрасно, когда его авторитарность полезна обществу. Честная крепкая власть в любые времена, и особенно в смутные, всегда была в цене. Власть — не обязательно самодурство, это может быть власть справедливости и закона, и даже власть демократии, неукоснительного соблюдения прав человека.
Службы знакомств и даже свахи должны учитывать характеры людей в своей работе.