• психологическая литература
  • статьи
  • типы личности
  • архетипы
  • красота: серьезные отношения
  • примативность
  • Личностная зрелость

Авторитарно-напряжённый характер

Служба знакомств: серьезные отношения.рф

Ядро характера

      Авторитарно-напряжённый человек, в отличие от других характеров, в силу своей вязкости, тяжеловес­ности, не способен легко и быстро реагировать на неприят­ности, сразу же избавляясь от переживаний по их поводу. В нем растет душевный дисфорический дискомфорт, кото­рый он пытается сдержать сильным волевым напряжени­ем. К этому дискомфорту добавляются все новые неизжи­тые эмоции, которые, в конце концов, переполняют чашу его терпения, и все заканчивается гневно-агрессивной раз­рядкой. Это называется аффективно-аккумулятивной пропорцией. Существо данной пропорции выражается формулой "вязкость — за­стой — взрыв".
 
      Эмоциональный взрыв авторитарно-напряжённого человека подобен не быстрой вспышке пороха, а взрыву парового котла, который долго нагревается, дро­жит от напряжения, наконец мощно взрывается и еще дол­го пышет паром. Иногда такой человек может впадать в со­стояние тоскливо-раздражительного настроения сам по себе, без всяких видимых причин.
 
      Теперь рассмотрим авторитарно-напряжённую прямолинейность мысли и чувства. Имеется в виду не внешняя манера жест­ко высказывать "правду-матку" в глаза, а закономерность проявления внутренних душевных процессов. Прямоли­нейность — это склонность мысли, шествуя четко и уверен­но, двигаться к намеченной цели по кратчайшему пути, то есть по прямой. Мысль не кружит закоулками сомнений, не громоздит витиеватых теоретических построений, не вдается в замысловатую игру парадоксов, а, упрощая и срезая углы, прямолинейно идет вперед, малоспособная к кри­тике самой себя. Человек с таким мышлением плохо чувст­вует подтекст, у него неважно обстоят дела с юмором, иро­нией, самоанализом, компромиссами. Даже при кажущейся внешней сложности прямолинейная мысль движется внут­ри определенных рамок, правил, коридоров. Себе самой по­добная манера мышления кажется четкой правильностью.
 
      Такое прямолинейное мыш­ление не может остановиться, свернуть с пути, а может лишь неукоснительно идти вперед. Оно нетерпимо к инако­мыслию, склонно к силовому решению проблемы, не спо­собно понять чужую правоту. Авторитарно-напряжённая прямолиней­ность не переносит резких шуток в свой адрес, редко раскаивается в содеянном.  Но благодаря тому, что подобное мышление логически крепко сколочено, оно способно брать в плен многих людей без собственной позиции и по-хозяйски вести за собой. Своей упрощенной уверенностью подобное мышление прельщает неуверенных в себе последователей. Прямоли­нейность, заряженная дисфорией, болезненно реагирует, если ей начинают перечить, и агрессивно защищается, по­этому желающих спорить обычно находится немного.
 
      Мышление авторитарно-напряжённого человека вязковато, обстоятельно, ри­гидно. Если он прочно занял какие-то позиции, то его, как тяжелый шкаф, трудно хоть чуть-чуть сдвинуть с места. Такому человеку не хватает внутренних оснований для отступления от своих принципов, самое естественное для него — борьба за них.  Этот душевный склад называют еще "характером воина, хозяина, хранителя традиций". Подоб­ными "воинами" могут быть и женщины, хотя мужчины, все-таки, чаще. Вышеописанные особенности мышления в общении с людьми с неизбежностью оборачиваются авторитарнос­тью. Авторитарность — это стремление доминировать, начальствовать в широком смысле слова, командирская глу­хота к инакомыслию, убежденность, что все должно быть так, "как я сказал, и точка".
 
      Отсюда понятно, почему многие люди с таким характером рвутся к власти: именно там они могут дать выход своей авторитар­ности. Они оказываются на своем месте там, где нужно держать дисциплину, единство. Благодаря несгибаемой твердости они умеют держать "в кулаке" трудный коллектив, заставить всех "шагать в ногу". Типичный путь для такого человека — пойти в армию и дослужиться до высо­ких чинов или в гражданской жизни занять место спортив­ного тренера, кресло начальника и т.п.
 
      Обычно власть дается в структуре какой-то иерархии, где низшие подчиняются высшим, а высшие самому высо­кому. Авторитарно-напряжённому человеку хорошо в подобной системе: он с готов­ностью подчиняется начальнику (если считает его действи­тельно сильным) и с радостью руководит подчиненными. Таким образом, он является важным "кирпичи­ком" пирамиды власти.
 
      По временам люди разных характеров могут внешне ве­сти себя авторитарно. Однако на то есть психологические причины. Например, человек с неудовлетворенным жела­нием признания, авторитета, пытается компенсировать не­достаток уважения к себе авторитарными методами. Как только проблема фрустрированного авторитета решается, от авторитарности может не остаться и следа.
 
      Авторитарно-напряжённый человек авторитарен и тогда, когда у него нет проблем с уважением. Он авторитарен по причине вышеописанной напряженной дисфорической прямолинейности, которая делает его ма­лоспособным к уступчивости, многопрощающей терпимой доброте. Таким образом, его авторитарность, в отличие от психологической, временной, уходит своими корнями в стойкую психобиологическую конституцию (характер). По причине своей прямолинейной правильности он сам себя не поймет, если позволит людям жить, как им хочется, а не так, как его строгому взгляду представляется нужным.
 
      Многим авторитарно-напряжённым людям свойственна высокая сте­пень справедливости, ведь справедливость, в отличие от милосердия, любви, тоже своеобразная правильность — четкий баланс проступка и наказания, успеха и поощрения.
 
      Сильные природные инстинкты и влечения неотдели­мы от ядра данного характера. Сексуальное и пищевое вле­чение, тяга к острым ощущениям, инстинкт самосохранения со свойственной ему эгоистич­ностью оказывают влияние на психическую жизнь такого человека, делая его несколько приземленным чувственником.
 
      Также неотделима от ядра характера склонность к образованию сверхценных идей. В их основе — патологическая убежденность в чем-либо без достаточных для того оснований. В отличие от бреда, это психологически понятная убежденность, опи­рающаяся на реальные обстоятельства, которые переоце­ниваются. В сверхценную идею можно "вчувствоваться", она становит­ся психологически понятной, если принять во внимание особенности личности человека и его судьбы. Пример: муж неожиданно пришел раньше с работы и увидел в ведре, приготовленном к выносу, бутылку шампанского, заметил испуганный взгляд жены (она не ожидала его прихода) и убежден, что дома был любовник, а не подруга жены, как было на самом деле. Ход его мыслей понятен, в нем нет не­логичности (подобное могло бы быть). Патология в том, что бутылки в ведре и испуганного взгляда ему достаточно для глубокой убежденности в том, что жена изменила и бу­дет изменять впредь. Даже если вся дальнейшая жизнь по­кажет, что он ошибался в отношении жены, в глубине его души будет продолжать жить убежденность по поводу того случая и настороженность к подобному в будущем. Важными предпосылками его убежденности служит то, что в по­следнее время у него стало чуть хуже с потенцией, а жена стала немного любезнее с другими мужчинами.
 
      Совсем иначе выглядит бред ревности. Жена выбрасы­вает в ведро фантик от конфеты, и мужу становится все аб­солютно ясно: "Ага, конечно же, этот фантик ей дал любов­ник". Очевидно, что его убежденность носит нелепый характер, строится на ложной алогичной посылке, в нее не­возможно вчувствоваться, серьезно поверить. Это глубокая патология мышления. Сверхценная же идея авторитарно-напряжённого человека строится на реальной логической посылке, которую можно понять, но значение которой человеком явно переоценива­ется с далеко идущими последствиями. При этом к веским, разубеждающим контраргументам человек остается глуховат.
 
      Ниже показана тесная связь стойких сверхценных идей с характерологическими особенностями авторитарно-напряжённого характера.
 
      1. Благодаря прямолинейному мышлению у такого человека изначально доминирует один путь мысли, а не многообразие вариантов, в каждом из которых нужно серьезно разобраться.
 
      2. Инертность, тугоподвижность мышления. Один раз на чем-то застряв, мысль с этого уже не сходит. Ему не хватает отвлекаемости, легкомыслия, переменчивости натуры.
 
      3. Самоуверенность мышления. Так как изначально не хватает иных значимых вариантов, а своя мысль ка­жется логичной и правильной, то авторитарно-напряжённому человеку труд­но подумать: "А вдруг, все как раз наоборот?".
 
      4. Патологическая стойкость аффекта. Улюдей, склонных к "заст­реванию" (авторитарно-напряжённые люди являются таковыми), аф­фект со временем мало гасится. Любые прикоснове­ния к значимому переживанию заставляют аффект заново вспыхивать. Обычно под такой стойкостью аффекта лежит сила какого-либо влечения. В ревнос­ти — сексуального, в идеях преследования — инстинкт самосохранения. Также стойкость аффекта поддерживается непра­вильным поведением окружающих, которые постоян­но напоминают о чем-то болезненном для него. Да и сам человек может разжигать себя яркими воображениями на тему того, что, по его мне­нию, случилось.
 
      5. Сверхценные идеи чаще возникают не про все на све­те, а концентрируются на актуальных для человека сюжетах: ревность, борьба за свои права (сутяж­ничество),   подозрительность   вплоть   до   идей преследования, беспокойство о своем здоровье (ипохондричность), карьеризм, борьба за власть или справедливость. Для авторитарно-напряжённого человека это горячие темы, поэтому не удивительно, что именно в данных обла­стях его мысль приобретает качество сверхценности.
 
      6. Такие особенности авторитарно-напряжённого характера, как дисфорическая напряженность, сильная воля, целеустремленность, мстительность, последовательность помогают сверх­ценной идее сохранять себя неизменной в меняю­щемся потоке жизни.
 
      Целесообразно отделять сверхценные идеи от домини­рующих. В случае доминирующих идей речь идет не о са­моуверенной убежденности и, вообще, не об убежденности, а об увлеченности каким-то предметом, деятельностью, об­ластью знания (психологией, историей, политикой и т. д.). Эта увлеченность захватывает всего человека, предмет ее становится самым ценным. Доминирующие идеи бывают у людей разных характеров, в том числе и у авторитарно-напряжённых людей, но не составляют специфической, ядерной характеристики этого типа. Эпизодически сверхценные идеи мо­гут вспыхивать у людей разных характеров, но там они но­сят иную тематику и отличаются меньшей стойкостью.
 
     Итак, схема ядра данного характера выглядит так:
 
   1. Сильные влечения и инстинкты.
 
   2. Прямолинейность мышления и чувствования.
 
   3. Авторитарность, склонность к стойким сверхценным идеям.
 
   4. Тяга к власти.
 
      Все эти четыре особенности составляют единую цель­ность, а не отдельные независимые пункты.
В любом авторитарно-напряжённом человеке, в той или иной степени, есть и взрывчатость, и вязкость, и силь­ные влечения. Среди людей данного типа немало порядочных граждан.
 
      Авторитарно-напряжённый человек склонен хранить правила и традиции. Важно, предоставляя ему права, подчеркнуть его достоинства, благодаря которым он эти права получает. Разумно отметить его силу воли, хозяйственность, домови­тость, основательность, похвалить его так, чтобы он сам стал ценить это в себе. Такие люди уже с детства не любят пустых мечтаний. С возрастом все больше ценят здоровье, без которого нет удовольствий и власть не в радость. Некоторые проявляют интерес к истории, чтобы знать, как доподлинно жили лю­ди, и особенно интересуются тем, кто и как взял власть. Уважают смелость и силу. Ценят тех, кто им полезен. Обычно, чем выше интеллектуальный уровень человека, тем более он склонен к гиперсоциальности. Таким людям полезна разрядка через физические упражнения, некоторых хорошо успокаивает монотонный труд.
 
Семейная и сексуальная жизнь
 
      Люди данного характера стремятся, особенно с возрас­том, к браку, чтобы крепче, уверенней стоять на земле. Два человека с этим характером могут ужиться, если их соеди­няет взаимное мощное сексуальное влечение или общее де­ло, в котором, как правило, четко распределены роли и обя­занности. Без этого между ними возникают непримиримые ссоры и драки. Наиболее гармонично складывается брак между авторитарно-напряжённым мужчиной и синтонной женщиной, которая способна уважительно понять трудности его характера и умело с ними разбираться.
 
      Обычно, синтонные женщины чувствуют в авторитарно-напряжённом человеке харак­тер воина, то есть настоящего мужчину. Это ценно для них. Многие из них ощущают как свою обязанность смягчать дисфорическую напряженность мужа, и это у них, как пра­вило, получается. За долгую совместную жизнь у авторитарно-напряжённого человека накапливается благодарность жене за то, что удержа­ла его в той или иной ситуации. Например, такой человек увидел, как мальчишка-хулиган вытаскивает из сумки по­жилой женщины кошелек. Это его так взбесило, что в ярос­ти хотелось догнать вора и убить. Если бы жена не удержа­ла его, то он мог бы попасть в тюрьму. В момент взрыва ему было на это наплевать, а, остыв, был глубоко благодарен же­не за то, что спасла его. Кстати, только ей одной и позволил бы себя удержать.
 
      Характерен следующий случай. Дочь, не слушая отца, дружила с парнем, который ему не нравился. Грозный отец никак не мог прекратить их встреч. Однажды вечером де­вушка пришла и сообщила, что беременна. Отец взбеле­нился и готов был навсегда выгнать дочь из дома. "Не забы­вай, что она носит в себе твоего внука" — утихомирила его синтонная супруга, и он смягчился.
 
      Авторитарно-напряжённый человек способен укротить своенравную истериче­скую женщину, жестко поставив перед ней ультиматум: "Или будет по-моему, или уходи". И если она им дорожит или его служебное положение дает ей сцену для показа се­бя, то вся ее капризность попритихнет, так как она понима­ет — как он сказал, так и будет.
 
      Людям других характеров тяжеловато с авторитарно-напряжёнными мужьями и женами: душит их авторитарность, приземленность, вспышки гнева и мелочный контроль. Особенно тяжело с ними ранимым, одухотворенным, неза­висимым женщинам. За малую провинность такой человек может устраивать обструкции на 3-4 недели. Трезвый защищает от всех обидчиков, а пьяный обижает сам. Рассма­тривает поведение жены сквозь "лупу", заставляет ее бо­яться опоздать на 2-3 минуты, следит, чтобы не угощала ва­реньем чужих людей, устраивает допросы. При всей своей защищенности такая женщина живет в вечном страхе и унижении.
 
      В случае какой-то размолвки авторитарно-напряжённый человек не мо­жет быстро перестроиться, простить, долго молчит. Неко­торые женщины на опыте обучаются лавировать с ним. Если они опаздывают или делают что-то не так, то умудряются объяснить ситуацию таким образом, что дума­ли не о себе, а старались ради мужа, семьи — потому и опоз­дали. Такое объяснение авторитарно-напряжённый человек приемлет.
 
      Сексуальная жизнь таких людей отличается напряженностью. Обычно встречаются два полярных вари­анта сексуального поведения. Авторитарно-напряжённые люди могут стре­миться к сладострастному разнообразию, а могут, реже, быть удивительно стойко привязаны к одному партнеру, партнерше, с возникновением сильной зависимости от них. Так, гордый мужчина может, как ребенок, упрашивать жену не смотреть на других, страшно мучается, если она его не слушается. Готов валяться у нее в ногах, чтобы дала ему желанное сексуальное удовлетворение. В конце концов, может даже убить ее, но не может освобо­диться от своей сексуальной привязанности именно к ней. Некоторые авторитарно-напряжённые люди бывают очень верными мужьями и однолюбами. Чаще же, постоянно изменяют, объясняя это еще и пользой для собственного здоровья.
 
      Авторитарно-напряжённые люди настоящие ревнивцы. Однако многим женщинам, пусть мешает, но все-таки льстит и нравится эта мужская ревность.
 
      Благородные, порядочные авторитарно-напряжённые люди могут быть хо­рошими родителями. Воспитывают детей по всем правилам, занимаются их здоровьем, следят за учебой, приучают к выполнению работы по дому, учат уважать старших, чтить традиции. Когда дети подрастают, то приучают их к самостоятельности, труду, стараются подготовить к суро­вой правде жизни без иллюзий и розовых очков. На воспи­тание детей не жалеют времени и сил, воспитывают без же­стокости, но строго, стараются привить детям честность и чувство ответственности. Сами являются хорошими образ­цами в этом отношении. 

 Особенности контакта 

       1. С авторитарно-напряжённым человеком лучше вступать в кон­такт, когда он относительно расслаблен, поэтому же­лательно выбирать нужный момент. Полезно в нача­ле беседы выказать знак уважения, например: пожать крепко руку, отметить, как красиво и акку­ратно все разложено у него на столе, доброжелатель­но оценить его коллекцию (он нередко бы­вает коллекционером). Уважить такого человека важно, так как он смягчается и даже становится менее авто­ритарным.
 
      2. Его нельзя грубо и резко обрывать высказываниями типа: "Все это ерунда, неправда и т.п." Он воспримет это в качестве оскорбления, и вы станете его врагом. Он любит, когда его почтительно выслушивают и со­глашаются с его словами.
 
      3. Общаться с ним надо, не задевая его достоинства и положения, без намека на то, что вы умнее. Неразум­но вступать в конфронтацию. Не старайтесь проти­вопоставить ему свою личность и ум. Как бы внешне соглашаясь с ним, можно спросить, не заинтересует ли его мнение такого-то признанного эксперта, вы­сказанное в таком-то признанном труде. Попросите прокомментировать это мнение и, отталкиваясь от этого комментария, приступайте к серьезному разго­вору по существу. Биться о стену его самоуверенности смысла нет, лучше ее обойти.
 
      4.   Следует быть осторожным в шутках, особенно дву­смысленных. Авторитарно-напряжённый человек может любезно улыбнуть­ся, но внутренне принять шутку за издевку над со­бой, так как самоиронии ему не достает. Сам он может шутить, в том числе и над собой, но вам лучше этого не делать. Шутите на посторонние, никак не связанные с его личностью темы.
 
      5. Уважайте его склонность к порядку. Без спроса не трогайте его вещи. Старайтесь быть обяза­тельным и выполняйте то, что пообещали (он по­мнит ваши обещания). Авторитарно-напряжённые люди ценят предан­ность,    дельность    и    толковость,   поэтому   не расплывайтесь в мечтаниях и общих выражениях.
 
      6. В общении с таким человеком лучше быть расслаблен­ным, но не развязным, смотреть ему в глаза. Ваше на­пряжение и бегающий взгляд могут вызвать у него подозрение и ответное напряжение.
 
      7. Крайне важно понять его схему жизни и кодекс чес­ти (если таковой имеется) и учитывать это, стараясь объяснить свою мысль так, чтобы она хорошо ложи­лась в его представления. Также важно понять, в чем состоит его интерес, потому что он не будет делать что-либо, по его мнению, противоположное его ин­тересу.
 
      8. Если уж льстить авторитарно-напряжённому человеку, то делать это нужно аккуратно, то есть, опираясь на реальные факты, значимые для него. Нужно подчеркнуть эти факты и подать их в выгодном свете как результат его ума, про­фессионализма, целеустремленности. Он "съест" лесть, так как самоуверен, ощущает себя значитель­ным. Но она должна быть точной и, по возможности, правдоподобной — иначе он может насторожиться.
 
      Данные рекомендации носят общий характер, в каждом отдельном случае необходимы соответствующие корректи­ровки. Когда между вами возникнет первоначальное доверие, подчеркните авторитарно-напряжённому человеку прямо или косвенно его до­стоинства: силу воли, четкость, основательность, любовь к порядку, умение постоять за себя и близких, способность бороться за правду, целеустремленность, обязательность, справедливость, хозяйственность, способность на посту­пок, надежность, толковость, ответственность, честность и т. д.
 
      Авторитарно-напряжённому человеку нужно учиться расслабляться: интенсивный спорт, физический труд, охота, аутогенная тренировка. Но только не алкоголь, так как он снимает "тормоза" и вспыш­ка ярости может плохо закончиться.
Если вы хотите в чем-то переубедить авторитарно-напряжённого человека, то ссылайтесь не на себя, а на признанные авторитеты, науку, которые в его глазах имеют силу. Уступить логике собесед­ника, значит для него оказаться глупее, что он не потерпит и будет спорить до конца и не сдастся.
 
      Ваши доводы, осно­ванные на науке и авторитетах, желательно подкреплять весомо звучащей терминологией (даже, если она мало по­нятна вам и ему). Из ваших аргументов вы должны воз­двигнуть крепость, которую он сможет уважать и перед ко­торой ему будет не стыдно сдаться. Важно понимать, что ему для полного счастья нужна радость власти. У власти две главные фигуры — царь и воин, чем-то повелевать и что-то покорять. Ему в своей жизни хоть где-нибудь нужно быть царем или воином. Прекрасно, когда его авторитарность полезна обществу. Честная крепкая власть в любые времена, и осо­бенно в смутные, всегда была в цене. Власть — не обяза­тельно самодурство, это может быть власть справедливос­ти и закона, и даже власть демократии, неукоснительного соблюдения прав человека.

     Службы знакомств и даже свахи должны учитывать характеры людей в своей работе.

 

Поиск по сайту: