• психологическая литература
  • статьи
  • типы личности
  • архетипы
  • красота: серьезные отношения
  • примативность
  • Личностная зрелость

Астенический характер

служба знакомств

Ядро характера

         Астеник — это дефензивный человек, которому свойственны чрез­мерная впечатлительность, тревожная мнительность, быст­рая утомляемость.
 
         Дефензивность (defenso — оборонять, латин.) или оборонительность означает, что такие люди при встрече с жиз­ненными трудностями не идут в агрессивную атаку, а стараются уйти, спрятаться, или замыкаются в духе молчаливого протеста, также могут давать быстро истощающиеся раздра­жительные вспышки в кругу близких людей. Дефензивные люди, как правило, совестливы и противоположны агрес­сивным или лениво-безразличным людям. Дефензивному человеку присущ конфликт ранимого самолюбия и преуве­личенного чувства собственной неполноценности. Такой человек в тяжкие периоды своей жизни кажется себе хуже и малозначимей большинства людей, и остро страдает, так как его самолюбие не мирится с этим. Этот дефензивный конфликт является самым мучительным проявлением в жизни астенического человека, мучительнее раздражитель­ности, нервозности, истощаемости.
 
         Внешне астеническое чувство неполноценности выра­жается в нерешительности, неуверенности в себе, робкой застенчивости. Такой человек часто думает о себе хуже, чем того заслуживает, легко пасует перед неожиданной наглостью, остро стыдится своих недостатков. Избегает публичных выступлений, центра внимания, так как боится, что его "никчемность" будет замечена и осмеяна.Временами, после какого-то успеха или просто раз­мечтавшись, астеник способен самолюбиво переоценивать себя, но длится это до первой неудачи, после которой пере­живание своей неполноценности вспыхивает с прежней силой.
 
         Астеническая раздражительная слабость может проявляться вспышками раздражения.  Эта вспышки заканчивается своей противоположностью: раскаянием, извине­ниями. В ней нет истинной ярости, опасности перехода к грубо разрушительным агрессивным действиям. Причина­ми раздражительности астеника обычно являются обиды и подозрения в том, что к нему плохо относятся, не любят, мало помогают, недостаточно заботятся. Астеник особенно раздражителен тогда, когда в глубине души недоволен са­мим собой, из-за этого он может придираться ко всему на свете, кричать о том, что все его ненавидят, хотят от него избавиться.
 
         Эти вспышки порой называют "истериками", потому что они протекают бурно и громко. Однако в них нет истерического сужения сознания с неспособностью по­смотреть на себя со стороны, поэтому у астеника сквозь крик или судорожные рыдания иногда можно вызвать улыбку, даже заставить серьезно задуматься. В астеничес­ком раздражении нет позы, демонстрации себя, суть его — неспособность сдерживать дискомфорт, нахлынувшие эмо­ции. Астеническая женщина может придти домой и в поры­ве раздражительности с размаху швырнуть в стену только что купленный торт, но даже в таком поступке проявляются не истерические механизмы, а патологическая несдер­жанность.
 
         Астеник особенно раздражителен на фоне усталости, в периоды отчаяния. Когда ему приходится терпеть много обид и унижений, в душе скапливается масса неизжитых психических травм, усиливается внутренний дискомфорт, что также является благодатной почвой для вспышек раз­дражения. Грубость слов, свойственная таким вспышкам, не исключает нежности астенической души. Поясним при­мером. Как раз нежная кожа легко ранится, ссадины на ней долго не заживают, зудят, и так трудно бывает сдержаться, чтобы резко их не расчесать.
 
         Вегетативная неустойчивость — характерная черта ас­теников. Она проявляется колебаниями артериального давления, усиленным сердцебиением (вегето-сосудистая дистония), головной болью, потливостью, дрожанием рук, рвотами, поносами, запорами. Вегетативная нервная систе­ма, управляющая обменом веществ и функциями внутрен­них органов не поддается обычному волевому контролю, поэтому астеник беспомощен перед этими ощущениями, которыми "наводнен" его организм. Его могут мучить бес­сонница, плохая переносимость духоты, транспорта, жары, перемен погоды. Он повышенно чувствителен к яркому свету, шуму, скрежетам, скрипам. Тесный воротник, гал­стук, колючий свитер действуют ему на нервы. Появляю­щийся с возрастом остеохондроз позвоночника, к которому астеники склонны, добавляет свои неприятные телесные ощущения. Все это пронизывает и усиливает астеническую раздражительность.
 
         Астеники отличаются повышенной впечатлительнос­тью. Они долго не могут отойти от взволновавших их пере­живаний, по ночам вспоминаются неприятные события дня и лишают их сна. Вид крови, дорожных аварий, страш­ные сцены на экране телевизоров вызывают у них сильные реакции вплоть до обмороков. Астеники чувствительны к грубым, обидным словам и потому порой бывают малооб­щительны.
 
         Суть астенической тревожной мнительности состоит в преувеличении какой-то опасности, например, болезни, эк­замена. Слово мнительность происходит от старого русско­го слова "мниться", то есть казаться. Действительно, асте­ник чаще тревожно эмоционально преувеличивает опасность вместо того, чтобы кропотливо рассчитать ее ве­роятность холодным умом, независимо от эмоций. Однако, это преувеличение, хотя и без логических доказательств, долго сохраняется в силу инертности и глубокой тревож­ности астеника. Он часто тревожно застревает на какой-то своей мнимой неполноценности, тем самым, усиливая и де­лая стойким дефензивный конфликт.
 
         Астенику характерна относительно быстрая утомляемость. Интеллектуальная, эмоциональная, нервная пере­грузка выматывает таких людей. По причине измотанности они успевают сделать гораздо меньше, чем хотели бы, и по­тому еще больше страдают комплексом неполноценности.
 
Ядро астенического характера составляют следующие особенности:
 
         1. Дефензивность с конфликтом между ранимым само­любием и чувством собственной неполноценности. - Это пронизывает душевную жизнь всех астеничес­ких людей.
        
         2. Раздражительная слабость с вегетативной неустой­чивостью и дисфункциями.
 
         3. Повышенная впечатлительность.
 
         4. Тревожная мнительность.
 
         5. Относительно быстрая утомляемость, истощаемость.
 
         6. Гиперкомпенсация и компенсация как реакции на чувство своей неполноценности.
 
 Особенности 2-6 свойственны разным астеникам в разной степени. 

Особенности проявления в детстве
 
         1. У некоторых астенических детей уже в грудном и ясельном возрасте отмечаются признаки врожден­ной нервности (невропатии), что проявляется, в основном, расстройства­ми сна и нарушениями со стороны желудочно-кишечного тракта, а также рядом других вегетатив­но-соматических расстройств. У детей постарше может присоединяться повышенная впечатлитель­ность, раздражительная слабость, быстрая истощаемость. Астенические характерологические труднос­ти в поведении и в отношениях с окружающими разворачива­ются на протяжении школьного периода и особенно расцветают в период пубертата.
 
         2. У части астеников в детстве отмечаются энурез, тики, заикание, что во многом объясняется неуравнове­шенно возбудимым реагированием нервной систе­мы. Такие дети боятся животных, резких звуков, темноты и т. д.
 
         3. Астенические дети с ранних лет тянутся к ласке, ду­шевному теплу, доброму слову, хранят в сердце уют семейного очага. В душе взрослого астеника остают­ся многие красивые детские переживания, напри­мер, увиденное в первый раз весеннее пробуждение природы, капельки росы на траве, мягкий отблеск солнца на крышах. В трудные периоды своей жизни он возвращается к этим воспоминаниям, и они его согревают.
 
         4. Многие из таких детей начинают рано мечтать, любят книги и фильмы непременно со счастливым концом. Слезливое слабодушие у части астеников намечается уже с малых лет. По причине стеснительности, рани­мости они иногда не справляются с элементарными практическими вещами: узнать домашнее задание у одноклассника, попросить сдачу в магазине и т. д. Да­же в юности, в отличие от прагматичных сверстни­ков, некоторые астеники в лирической рассеянности-мечтательности не знают, что они хотят для себя, не находят своего конкретного жизненного дела.
 
         5. У многих отмечается депрессивная окраска настрое­ния из-за недовольства собой, неспособности легко и раскованно чувствовать себя среди сверстников. Не­редко астеники сторонятся шумных компаний, молча­ливы на людях. Все это носит реактивный характер, истинные эндогенные депрессии и аутистические тенденции не свойственны астеническим детям. Нахо­дясь с людьми, с которыми им хорошо и просто, они жизнерадостны, ищут общения, привязываются к лю­дям, находят в них опору. Они вообще привязчивы и не любят перемен, им трудно расстаться с любимым учителем, школой, к которой привыкли, тяжело на­всегда уехать в другой город. Если дома неожиданно появляются гости, астенические дети застенчиво пря­чутся в своей комнате, придумывают причину, чтобы не выходить к гостям. Уже с детства в них много сер­дечности, жалостливости, но хватает и обидчивости, чрезмерной капризной ранимости.
 
         6. В подростковом возрасте астеники часто выглядят бледными, хилыми. Им свойственны резкие колеба­ния сосудистого тонуса. Нередко у них обнаружива­ют повышенное кровяное давление. Как правило, это объясняется тревожной реакцией на врачей в белых халатах, саму процедуру исследования. Тревожных людей перед измерением давления нужно успокоить, измерить давление несколько раз — так можно избе­жать неоправданного диагноза ранней гипертоничес­кой болезни.
 
         7. Астенические подростки (преимущественно мальчи­ки) отчаянно борются с онанизмом, ипохондрически преувеличивают его последствия, считают ceбя мо­ральными уродами. Они нуждаются в грамотном просвещении на эту тему. Некоторые из них преда­ются чувственно острым сексуальным фантазиям, которым в реальности вряд ли последовали бы. Асте­ники стыдятся своего сексуального влечения, крас­неют и конфузятся при общении с противополож­ным полом. Отвергнутая любовь переживается ими крайне болезненно, так как усиливает конфликт комплекса неполноценности и ранимого самолюбия.
 
         8. Астеническим детям трудно в школе. Их пугает неу­емная возня, драки на переменах. В школьном мире, с приматом грубой физической силы, они нередко становятся мишенью детской агрессивности, особен­но, если внешне обнаружат свою чувствительность, пугливость, неумение постоять за себя. Им трудны ответы у доски, экзамены, соревнования. Они укло­няются от ответственных общественных постов, бе­регут себя от излишних нагрузок.
 
         9. В подростково-юношеском возрасте у астеников обо­стряется сенситивность, то есть чувствительность к оценке со стороны окружающих, особенно сверстни­ков. Это выражается опасением по поводу своей фи­зической непривлекательности (дисморфофобия) и связанным с этим самоограничением в приеме пищи (нервная анорексия). У астеников, как правило, речь идет не о пе­реживании телесного недостатка как такового, а о том, кто и как отнесется к астенику в связи с этим. От мысли, что он некрасив, уродлив, астеник приходит в ужас, готов на многое, лишь бы исправить это. Девоч­ки устраивают голодовки, чтобы стать стройными и красивыми. Все носит психологически понятный ха­рактер. Чаще всего дефект выискивается там, где его могут заметить: фигура, рост, лицо, кожа, размер и особенности половых органов (это могут заметить в бане или при половой близости). Астенику досадно, что из-за какой-то мелочи (горбинка на носу, полно­ватые бедра) он, как ему кажется, становится совсем непривлекательным и не может рассчитывать на воз­можность любить и быть любимым, что очень важно в этом возрасте. Ему не дает покоя надежда устра­нить дефект и стать привлекательным, он ищет все возможности, чтобы это осуществить.
 
         10. Молодым астеникам весьма свойственна реакция ги­перкомпенсации, которая заключается в том, что подростки ищут самоутверждения не там, где могут раскрыться их способности, а именно в той области, где чувствуют слабость. Робкие и стеснительные они натягивают на себя личину веселости, даже заносчивости, но в нео­жиданной ситуации быстро пасуют. При доверитель­ном контакте за спавшей маской "все нипочем" от­крывается жизнь, полная самобичеваний, тонкая чувствительность и непомерно высокие требования к самому себе. Нежданное ими сочувствие сменяет браваду на бурно хлынувшие слезы.
 
         11. Астеникам не типичны подростковые нарушения по­ведения: делинквентность, злоупотребление алкого­лем, побеги из дома, бродяжничество. Некоторые курят, чтобы с помощью курения скрывать в компа­ниях свою застенчивость.
 
Варианты астенического характера
 
         1. Эмотивные астеники. Под эмотивностью понимается "чувствительность и глубо­кие реакции в области тонких эмоций". Эмотивные люди мягкосердечны, жалостливы, задушевны. Они легко впадают в растроганность, сентиментальность. Под влиянием трудных обстоятельств становятся уг­нетенными, теряя способность сопротивляться и бо­роться. Это застенчивые, боязливые, но чуткие и правдивые люди, глубоко чувствующие природу и искусство, радость и горе. Одухотворенные эмотив­ные астеники полны сострадания, за других пережи­вают больше, чем за себя. Они способны разделять все трудности судьбы любимого человека. Им свой­ственна серьезность переживаний без экзальтиро­ванности. Слабое место — неспособность драться в широком смысле. Осторожным, кротким отношени­ем к окружающим эмотивные астеники пытаются за­щититься от людской агрессии.
 
         2. Астеники с романтическим полетом в душе. Одухо­творенность роднит их с эмотивными. Однако главное для них — жизнь мечты. Они затаенно ждут спо­койного тихого вечера, когда можно будет предаться воображению разных ситуаций. В этих ситуациях представляют себя смелыми, лихо раскованными, искрометно остроумными — то есть такими, какими не получается быть в обычной жизни, но хотелось бы. Также мечтают о чем-то высоком, любовном, приключенческом. В мечте могут пережить полнее и больше, чем в действительности, которая им тяжела и от которой лечатся мечтаниями. Подобные астени­ки напоминают интровертов, но, в отличие от шизо­идов, их мечты не оторваны от жизни, а наполнены земной романтикой. В повседневной реальности они отзывчивы, стремятся посильно помочь друзьям и близким. К людям, которых любят, относятся с боль­шой преданностью, теплом, очень дорожат их отно­шением к себе. Но в отличие от циклоидов, способны легко проявлять искреннее тепло и заботу лишь к уз­кому кругу духовно созвучных людей (в этот круг могут не попасть родственники). Некоторые свою зажатость, застенчивость элегантно прячут за мило-не­ряшливым стилем поведения. Одна из их проблем заключается в том, что они не умеют отказывать в просьбах друзьям и потом мучаются под грузом дел, который оказался на их плечах.      
              
         3. Астеники, "застрявшие" в гиперкомпенсации. Есть астеники, которые до старости стараются, во что бы то ни стало, казаться уверенными в себе, решитель­ными, сильными. В результате они не раскрывают заложенное в их душе богатство лирических пережи­ваний. Но некоторым из них (далеко не всем) удает­ся благодаря гиперкомпенсации сделать карьеру. Как правило, эти астеники отличаются особенно ос­трым самолюбием-честолюбием, наличием так назы­ваемого стенического жала, меньшим духовным бо­гатством, чем описанные выше два варианта Однако даже став начальниками, они не воцаряются в каби­нете, сохраняют человечность, стараются помогать людям.
 
         4. Примитивно-занудливые астеники. Живут просты­ми интересами, заботами о близких. В их душе нет полета романтической мечты. Многие по причине тревожности занудливы, стараются все сделать по правилам, боятся отойти от заведенного порядка — "как бы чего не вышло!". Часть из них производит ложное впечатление людей с нелогичным мышлени­ем. Дело же в том, что они не умеют точно выражать словами свои переживания. Чувствуя это, они зануд­ливо кругообразно пытаются уточнить свою мысль, иногда используя простонародные выражения, от че­го понять их становится еще труднее. Примитивные астенические люди у многих не вызывают симпатии. Они часто угрюмо-неразговорчивые, колючие или ранимо-капризные, завидующие своим удачливым знакомым. Также немало среди них скучных ипохон­дриков, мучающих родственников вечным требова­нием поддержки и жалости. Некоторые, по причине трусливости, подводят своих знакомых, в отличие от одухотворенных астеников, чьё нравственное чувст­во заставит преодолеть трусливость и не подвести человека. 

 

 Межличностные отношения (особенности коммуникации)

          Дефензивный конфликт астеника многообразно прояв­ляется в его поведении. Характерно сказал про себя один из них: "Я бегаю из норки во дворец". Астеник ищет в жиз­ни маленький уютный уголок, чтобы спрятать там душев­ную ранимость, комплекс неполноценности. Занимает са­мые скромные места в жизни: библиотекарь, домашняя хозяйка и т.п. Однако острое самолюбие не желает с этим мириться — хочется жить интересной жизнью, быть не ху­же других. В "норке" становится неуютно, и астеник пыта­ется выйти в большую жизнь, сделать что-то значительное. Потом, не выдержав, снова спешит в "норку". Этот кон­фликт: "Где же лучше: в норке или во дворце?" — долго му­чает астеника, пока он не найдет свое место в жизни.
 
         Астеник, не разобравшийся в своем характере, требует от себя как от других, а от других, особенно близких людей, как от себя. Таким образом, он злоупотребляет механизма­ми проекции и идентификации, размывая психологические границы между собой и окружающими, лишая себя и дру­гих права на индивидуальность. Он сам страдает от подоб­ной дисгармоничности и иногда называет ее "дурацкой бо­лезнью сравнения".
 
         Астеническим людям трудно общаться из-за стесни­тельности, неуверенности в себе. Они зажимаются, тушу­ются, не могут проявить себя в полной мере. Боятся сде­лать что-нибудь не то, не так, опасаются насмешек, подозревают снисходительное отношение к себе, так как сами считают себя никчемными. Их легко сбить, поставить в неловкое положение, сконфузить. Они остерегаются вступать в контакт с людьми, если нет уверенности, что к ним хорошо отнесутся. Молчаливостью стараются обезо­пасить себя от вопросов и неудачных ответов на них. Неко­торые астеники стараются держаться подчеркнуто сдер­жанно и спокойно, чтобы скрыть трепещущее внутри волнение. Редко кто из них способен на людях закричать, грубо браниться, но они могут изображать сверхуверен­ность, напускать на себя браваду. Иногда, получается за­бавная картина из смеси жалкой застенчивости и бравадной гиперкоменсации.
 
         Астеникам трудны ответственные решения, они ищут советов, поддержки, в некоторых случаях согласны, чтобы решение было принято за них. Им трудно требовать и до­биваться чего-то для себя — становится неловко. Легче де­лать то же самое для других людей. Часто, чтобы избежать столкновений с людьми молчат или делают вид, что соглас­ны, иногда поддакивают, стыдятся показать свою неосве­домленность или высказать точку зрения, которая не сов­падает с только что прозвучавшей.
 
         Астенику власть не сладка: ему страшно при­нять несправедливое решение, кого-то обидеть, кому-то от­казать, с кем-то бороться. Лично ему нужна не власть, а признание своей полезности людям, уважение с их сторо­ны. Астенику трудно быть в тягость кому-то. Если он поду­мает, что это так, то постарается не навязываться, уйти. Астеника легко обидеть. Он злопамятен в том смысле, что рана даже от маленькой обиды (если она значима) дол­го болит и не заживает. Однако агрессивной мстительнос­ти в нем нет. Он может "мстить" пассивно, например, мог бы обидчику сделать что-то хорошее, но не сделает.
 
         Асте­ники часто недовольны своим робким характером, хотели бы, чтобы он был более решительным. Астеник, совершая плохие поступки, потом мучается этим, особенно, если ему убедительно показать, что он по­ступил дурно. Ему тяжелы не только собственные безнрав­ственные поступки, он так устроен, что безнравственность других людей, как-то связанных с ним, остро им пережива­ется как своя собственная. Например, астенической девоч­ке стыдно за непотребное поведение своей подруги на вече­ринке, а астенической маме за некрасивые поступки своего ребенка, будто бы не ребенок, а она сама совершает эти по­ступки.
 
         Астеники с детства невольно учатся трем вещам:
 
         1) пред­видеть и обходить опасности стороной;
 
         2) так вести себя с другими людьми, чтобы они их меньше обижали;
 
         3) опреде­лять отношения к себе других людей, если зависят от них.
 
         Часто астеники, чувствуя что в людях разбираются "туман­но", тянутся к изучению психологии. Однако порой свои коммуникативные трудности они решают проще — через спиртное. Астеники начинают пить, чтобы быть смелее, уве­реннее в общении. Также поднимают себе спиртным дух в депрессивных состояниях, связанных с переживанием своей малоценности.
 
        Иногда они прибегают к компенсаторным фантазиям, представляя как хлесткими точными словами положили на "лопатки" несправедливого начальника. Или воображают свои похороны, как собравшиеся люди горюют, что потеря­ли человека, который был достоин любви, иного отноше­ния, что проглядели его, и все уже теперь безвозвратно по­теряно. После этого на душе становится чуть легче.  

 

 Семейная и сексуальная жизнь 

          Ряд астеников с выраженной раздражительной слабос­тью попадают в разряд ноющих домашних тиранов. Со­хранность семьи в таких случаях зависит от умения близ­ких относиться к раздражительности как к прозрачной занавеске, сквозь которую не теряется из вида ласковый и душевный астенический человек. И второй момент — со­хранность семьи зависит от толерантности близких к тем "ужасным" словам, которые астеник выкрикивает в раздра­жении. К счастью для астеников многие люди отличаются подобной толерантностью. Но если близкие решат, что эти слова порождаются не дискомфортным состоянием, а соот­ветствуют бессознательному отношению астеника к ним, то разрыв семьи весьма вероятен. Некоторые люди, чаще это шизоиды, стихийно психоаналитически относящиеся к любым высказываниям как к неслучай­ным оговоркам, долго астенической раздражительности не вынесут.

 
         Астенические родители, обычно тревожно опекающие, создающие у ребенка впечатление, что мир полон опаснос­тей. Они сами невольно являются образцами страха перед жизнью. Однако в астенических родителях есть много хоро­шего: они дают много любви и ласки своим детям, ответст­венно относятся к их развитию, дарят им свои светлые ду­шевные особенности характера. Когда астеническая мама в раздражении нашлепает своего ребенка, то тут же нередко целует его, извиняется, плачет.
 
         Важной гранью воспитания астенических детей явля­ется не прямая борьба с фантазированием, а дополнение его развитием живой наблюдательности интересного во­круг них (природа, животные, поведение людей). Познание мира вместе с умным собеседником приносит астенику удивительную радость и помогает выйти из мира мечтаний в жизнь.
 
         Астеническим детям не подходит как излишняя строгость, так и чрезмерная ласка. Излишняя строгость ме­шает развитию в ребенке жизнерадостности, уверенности в себе. Чрезмерная ласка не способствует появлению дис­циплинированности, умению сдерживать себя. Лучше все­го, мягкая настойчивость. Для астенического ребенка деструктивно воспитание по типу "Золушки", когда ребенку дают почувствовать, что, что бы он ни делал, все — пло­хо, и сам он — всегда плохой.
 
         В выборе супруга действуют следующие противопо­ложные закономерности. Если брак — это партнерство, ос­нованное на любви, то следует отметить, что любовь чаще зиждется на личностном созвучии людей, а удачное парт­нерство — на их взаимодополнительности. Вот и получает­ся нередко, что когда два астеника вступают в брак, то меж­ду ними возникает симпатия, душевная связь, а слабости одного не компенсируются силой другого. Возможно, асте­нику целесообразно искать супруга, у которого, кроме асте­нических черт характера, имеются и другие, делающие их брак более жизнеспособным. Астеник нередко привязыва­ется к своему супругу, и ради того, чтобы не рвать семей­ные узы, долго терпит обиды, пьянство, оскорбления, и ощущает острую боль и опустошенность при разрыве отно­шений. Некоторые астеники так нуждаются в тепле и люб­ви, что даже готовы вымаливать их и унижаться, произво­дя жалкое впечатление.
 
         Астеникам свойственна достаточно острая чувствен­ность, в том числе и сексуальная. Порой стеснительность мешает ей полнокровно проявиться. У астенических муж­чин при первом контакте с женщиной иногда случается психогенная импотенция, так как трудно одновременно де­лать два дела: тревожно сдавать "экзамен" на мужскую пол­ноценность и предаваться любви. В таких случаях важно спокойное и мягкое отношение женщины.
 
Духовная жизнь
 
         Астеникам свойственна ранимая романтическая одухо­творенная реалистичность. Ранимая духовность заключа­ется в щемящей жалости ко всему хрупкому, нежному, без­защитному, с желанием, по возможности, это беззащитное как-то защитить, уберечь. Астеническому человеку трудно без муки в душе пройти мимо котят, мокнущих под дож­дем. Если есть возможность, то он постарается их обогреть, накормить. Астенику по себе хорошо известно, что такое беззащитность, и как велика благодарность тому, кто ис­кренне помог. Из этого знания и возникает особенная астеническая жалостливость с талантом тонкого сочувствия и сопереживания.
 
         Астеники трепетно чувствуют проявления живого в ок­ружающем мире. Хрупкие льдинки в проруби, чистое пение птиц, осен­ние листья на ветру, веселый солнечный дождик наполняют светлой радостью их душу, привязывают к зем­ной жизни. Астеническая душа редко несет в себе такую ду­ховную мощь и размах, какие мы обнаруживаем у шизоидов, циклоидов, некоторых психастеников. Вот почему среди гениальных людей, изме­нивших жизнь человечества, трудно найти людей астени­ческого склада. Астеник и сам не стремится в заоблачные высоты духа, ему там холодно, страшновато и одиноко. Он и в реальной жизни часто боится высоты и одиночества.
 
         Бытие не только дается, оно требуется. Если человек не проживает свою жизнь в соответствии со своим призванием, то ощу­щает себя пустым, его мучает экзистенциальная вина за не по-своему прожитую жизнь. Астеникам, как и всем людям, необходимо найти свой смысл жизни. Для этого большин­ству из них не нужно штудировать философию и теологию, интеллектуально решать "вечные" проблемы — все равно разобраться в этом почти невозможно. По интересному вы­ражению С. Моэма на горных вершинах (как и на верши­нах духа) чаще увидишь сплошной туман, а не оше­ломительное зрелище.
 
         Место астеника там, где нужна душевная чистота и жа­лостливость, где можно приносить насущную, пусть малую, пользу конкретным людям, где необходима деликатность и добросовестность. Человеческая преданность тем, кого по­любил — ценная черта астеника. Многие одухотворенные астеники бессознательно чувствуют, что самое дорогое для них в этом грубом мире — теплые души близких людей. Со­хранить искорку родной человеческой жизни, сберечь ее — вот главный и вполне достаточный смысл жизни. Все ос­тальное вторично по отношению к нему. Для сложного астеника характерней путь в духовность, чем в конкретную ре­лигию. В своем духовном развитии он интуитивно разделя­ет живое от мертвого, теплое от холодного, тонкое от грубо­го, ранимое от бесчувственного, доброе от агрессивного, саморазвитие от ограниченного самодовольства.
 
         Бывают ситуации, когда робкие астеники оказываются смелее, чем о них думают. Чаще всего астеник совершает смелый поступок, когда его заедает совесть, и он не в состо­янии пройти мимо творящегося зла. В этом одухотворен­ному астенику помогает его непритязательность: ради правды ему не страшно потерять богатство, карьеру, поло­жение, так как он готов довольствоваться малыми жизнен­ными благами. Важнее сохранить чистоту души и богатст­во ее переживаний (их нет при "грязной" совести).
 
         Смерти астеник боится больше, чем крупных жизнен­ных неприятностей, так как обычно не чувствует реальнос­ти загробной жизни, и тогда земная жизнь — это все, что у него есть. Многим астеникам удается вытеснить страх смерти, но не до конца, подспудно он живет в них и актуа­лизируется при любом серьезном напоминании.
 
         Астеники, богатые романтическим переживанием тон­ких проявлений жизни, обычно талантливы в лирико-поэтическом духе, реже — в научно-техническом и крайне редко в философском, аналитическом ключе. 

 Отличия от других характеров.

          Астенический характер имеет относительно простой душевный рисунок. Однако точное клиническое определение не просто, так как их главное проявле­ние — застенчивость, встречается и у других характеров. Заключение выносится на основании характерных особенностей, проявляющихся уже в детстве и приобретающих типичную структуру к юности. Это особенно показательно, если не было серьезной длительной психотравмирующей ситуа­ции, которая могла бы привести к астеноподобным особен­ностям характера.

 
         При беседе с астеником мы чувствуем в нем пережива­ние собственной неполноценности и ранимое самолюбие, делающее это переживание особенно острым (дефензивный конфликт). Астеники нередко прячут глаза, густо краснеют, не знают куда деть руки, робко зажаты, напряже­ны стеснительностью. Обычно отмечается гиперкомпенса­ция, сквозь которую при соответствующем построении бе­седы нетрудно разглядеть неуверенного в себе, чувствительного человека.
 
         Типичные проблемы астеников: застенчивость, неуве­ренность в себе, ощущение своей неполноценности, впечат­лительность, чувствительность к оценке со стороны окружа­ющих (сенситивность), трудности общения, обидчивость, раздражительная слабость, утомляемость, масса "нервных" соматических ощущений, ипохондричность, тревожная мни­тельность. 
 
Дифференциация застенчивости
 
         1. В случае авторитарно-напряжённых людей мы имеем дело либо с псевдо­застенчивостью (маска), нарочитая сделанность ко­торой выдает себя. В случае истинной застенчивости у такого человека, мы чувствуем, что за напряженнос­тью, возникающей от самой застенчивости (что ти­пично и астенику), просвечивает иная, дисфорическая, авторитарная, злобноватая напряженность.
 
         2. В истерических случаях мы видим холодноватую по­зу застенчивости, от легкого, милого кокетства ею, до карикатуры на нее.
 
         3. У неустойчивых и ювенилов серьезная стойкая за­стенчивость наблюдается редко.
 
         4. Застенчивость психастеника очень похожа на астени­ческую, только в ней еще больше моментов двига­тельной неловкости.
 
         5. Циклоид на спаде настроения застенчив, настроение поднялось, и от застенчивости не осталось следа. Да­же в застенчивости переживания, движения циклоида не теряют своей естественности, мы не обнаружи­ваем двигательной неловкости.
 
         6. Шизоиды бывают остро стеснительными, но часто без астенической внешней выразительности (краски на лице, конфузливости и т. д.). При этом от застенчиво­го волнения у них часто потеют ладони, бьется серд­це, но внешне это незаметно. Чем сильнее шизоид стесняется, тем больше уходит в себя, становится от­решеннее, порой красиво закидывая ногу на ногу и глубоко откидываясь на спинку кресла.

 

         Службы знакомств и даже свахи должны учитывать характеры людей в своей работе.

  

 

Поиск по сайту: